Развитие творчества у воспитанников ДОУ
как основы мышления в современном мире
Бугаева Александра Петровна
В современном мире изменения происходят с невиданной скоростью. Поток информации настолько велик, что знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы почувствовать себя успешным в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою индивидуальность. И это относится не только к зрелой, уже сформировавшейся личности, но и к человеку, который стоит в начале своего жизненного пути.Современный мир быстро меняется, количество информации, добытой за последние десятилетия во много раз превышает полученные знания за всю предыдущую известную нам историю человечества. Данные обстоятельства говорят о том, что современным детям придется жить в мире, которого мы не знаем. В этом случае ключевым навыком станет «умение учиться». Во многом этому может способствовать развитие творчества как способа мышления, способа восприятия жизни.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Кроме того, важнейшим новообразованием дошкольного возраста является воображение, на котором основывается любая творческая деятельность.
В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творчески её преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, направленный характер.
Создание условий для проявления творческой активности, будет способствовать формированию важных для будущего ученика способностей (перенос ранее сформированных навыков в ситуации самостоятельной деятельности, решение проблемных ситуаций, познавательная и личностная рефлексия и другие).
Модель Дж. Гилфорда [1, 2] включает пять основных типов интеллектуальных операций, производимых человеком с полученной информацией: познание, память, конвергентное мышление, оценивание и дивергентное мышление. При этом дивергентное мышление как процесс создания оригинальных и необычных идей с помощью многовариативного поиска решения проблемы, является в современном мире, возможно, самым эффективным, но развитию дивергентного мышления уделяется меньше всего времени в учебном процессе и в нашей повседневной жизни.
Дивергентное мышление характеризуется критериями креативности соответствующим следующим мыслительным способностям [1, 2]:
- беглость – способность продуцировать большое количество идей;
- оригинальность – способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
- гибкость – способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем, готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения;
- восприимчивость – чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
- метафоричность – готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном – простое;
- удовлетворенность – итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.
- сопротивление замыканию – это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
- абстрактность названия – это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму.
Одним из основных способов развития дивергентного мышления является метод «мозгового штурма». Согласно этому методу, для развития мышления необходимо:
- поставить перед обучаемыми проблему, которая имеет множество правильных решений;
- хвалить учащихся, записывать все мысли и идеи, которые приходят им в голову, независимо от того, насколько «дикими», непрактичными или глупыми кажутся эти идеи;
- ценить не качество ответов, а их количество (устроить, например, соревнование, где выигрывают учащиеся, предложившие больше способов решения проблемной ситуации или задачи);
- воздерживаться от критики и оценки идей до тех пор, пока они не перестанут поступать.
Необходимо учесть, что в первые минуты «мозгового штурма» может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают поступать все реже, хотя именно эти последние ответы чаще оказываются наиболее оригинальными. С. Парне обнаружил, что вторая половина ответов содержит на 78% больше ценных творческих идей, чем первая половина. Поэтому нельзя форсировать стадию выдвижения идей [1].
Известно, что творчество тесно связано с эмоциональным миром ребенка. Поэтому очень полезным может быть использование специальных игр, этюдов на выражение различных эмоциональных состояний. .
В настоящее время процесс творчества понимается не только как создание чего-то нового, но и как отношение к жизни. Л.С. Выготский описывал творческий процесс, как необходимое условие существования человека.
Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. В этом случае творческие способности не является исключением, как и любые другие способности – они развиваются в деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1 Гатанов, Ю.Б. Курс развития творческого мышления [Текст]: методическое руководство/ Ю.Б. Гатанов,– С. Петербург: ГМНПП «ИМАТОН», 1999. – 59 с. ISBN 5-7822-0014-6
2 Психология мышления. Сборник переводов с немецкого и английского [Текст] под. общ. ред. А.М. Матюшкина, - М.: «Прогресс», 1965.