Психологическая работа с детьми дошкольного
возраста с помощью метафорических карт
Волжина Юлия Викторовна
Использование метафорических карт в работе психолога является достаточно новым, но эффективным методом работы, так как
- Позволяет развивать воображение и креативность
- Достаточно эффективны в работе с застенчивыми детьми, которые плохо идут на контакт со взрослыми
- Позволяют снять эмоциональное напряжение и дают чувство безопасности.
- Позволяют выявить истинную причину той или иной проблемы и подобрать правильно дальнейшую коррекционную работу
- Позволяет увидеть психологу истинные межличностные взаимоотношения
- Позволяют ребенку прожить проблемную ситуацию и найти выходы для ее дальнейшего позитивного разрешения
- Ребенок легче может рассказать о своих чувствах и переживаниях
- МАК развивает эмоциональный интеллект ребенка
При работе с метафорическими картами важно помнить одно важное правило: ХОЗЯИН КАРТЫ - ХОЗЯИН ИСТОРИИ.
Для работы с детьми подходят такие , как “Метафорические животные”, Я и все все все”, “Роботы”, “Тропинка к своему Я”
Карты облегчают диагностику и дальнейшую работу. Для диагностики можно использовать простые упражнения. Например, попросить найти себя и членов своей семьи и рассказать о каждом персонаже. Или найти карту, которая похожа на то, что сейчас чувствует ребенок. Или какая карта нравится, а какая не нравится. Или попросить ребенка рассказать сказку по трем картам.
Также в работе с детьми дошкольного возраста можно использовать рисунки Виктории Кирдий (автора колоды “Она”). У нее много рисунков с детьми и семьями – можно сочинять сказки, играть в “что было и что стало” или просто просить ребенка рассказать, что на картинке (это больше подойдет, когда примерно понимаешь проблему и можно подобрать тематику картинок
Отдельно хотелось бы отметить колоду “монстрики чувств”. Эту колоду можно использовать просто для знакомства с чувствами так как дети с большим удовольствием рассказывают что это за монстрик и почему он испытывает ту или иную эмоцию . Также можно работать с детками, чтобы узнать , какие чувства возникают в той или иной ситуации. Например, выбрать карту, которая нравится больше всего , меньше всего – а дальше –по ответам – что чувствует этот монстрик , почему и так далее- можно выйти на подобное ощущение у ребенка и проанализировать, в какой ситуации данное чувство возникает.
Также хочется отметить , что работа с метафорическими картами помогает при коррекции эмоционально – волевой сферы ребенка.
Одно из упражнений, которое можно использовать - это “линейка эмоций”. Колода для работы - Морена. Ребенку предлагается выбрать из колоды 3- 4 карты и проранжировать их по линейке эмоционального состояния: грустно- весело, приятно- неприятно, чувство обиды- чувство удовольствия и т.д. Дальше предлагаем ребенку выбрать, какая карта соответствует переживаемым им эмоциям (с какой картой он себя ассоциирует), как именно карта отражает переживаемые эмоции, что хочет изменить, кто может помочь пережить новые эмоции (к кому можно обратиться за помощью).
Следующее упражнение, которое можно использовать – Эмоциональные портреты. Для этого можно использовать колоду PERSONITA. Попросить ребенка выбрать 3 – 4 карты и разложить их в соответствии с тем, что переживают изображенные персонажи. Предложить ребенку рассказать о каждом из них, что выражает его лицо. Далее, специалист предлагает ребенку выбрать тот портрет, на котором переживаемые эмоции близки к эмоциям, которые переживает ребенок. Или предложить” Посмотри, мне кажется, что вот это мальчик, переживает то же, что и ты…расскажи об этом поподробнее… ” Далее работа проводится по алгоритму;
- Что переживает этот персонаж
- Что хочет изменить
- К кому можно обратиться за помощью.
В данной статье предложены лишь некоторые варианты использования метафорических карт при работе с детьми. Данный инструмент работы очень вариативный и помогает проработать глубинные чувства и переживания ребенка и, тем самым, помочь пережить волнующую проблему.