Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников

Большова Светлана Владимировна
 
Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
 
Ещё  несколько лет назад вопрос раннего развития ребёнка не был  настолько популярным и интересовал в большей степени  специалистов, занимающихся с детьми в дошкольных  учреждениях. В настоящие время многие родители понимают   необходимость развития ребёнка на ранних этапах воспитания и с большим интересом занимаются с детьми  самостоятельно. Но чтобы занятия приносили максимально возможный результат, чтобы ребёнок получал удовольствие от этой работы, необходимо  правильно подобрать не только материал для занятий, но и  выбрать форму работы. В настоящее время большую  популярность получили формы работы с детьми младшего  школьного и дошкольного возраста, используемые в  логопедической практике.
   Современная логопедия как наука настолько многогранна, что  многие приёмы логопедической работы используются не только в  коррекционных учреждениях, но и для разностороннего развития  детей в общественных детских садах и в домашних условиях.  Жизнь ребёнка - это игра, в которой он познаёт мир, учится,  развивается, растёт. На сколько гармонично взрослый организует  эту игру, на столько эта игра будет востребована ребёнком.        
   Именно в организации интересного и главное, компетентного  подхода к обучающим играм незаменима роль некоторых  логопедических форм работы. Одной  из таких форм  логопедической работы является развитие мелкой моторики пальцев рук.  Этот раздел логопедии ка никакой другой органично  объединяет в себе возможность игры и обучения. Работая над  мелкой моторикой мы формируем у ребёнка не только моторные  функции пальцев рук, готовя руку к письму, но и опосредованно  влиянием на развитие речи, внимания, памяти.
   Известный исследователь детской  речи  М.М.Кольцова  отмечала, что  «движения пальцев рук  исторически, в ходе  развития  человечества,  оказались  тесно связанными с речевой  функцией – т.е есть все основания рассматривать кисть руки как  орган  речи…»  Именно по этому трудно переоценить роль игр,  упражнений, гимнастик, развивающих мелкую моторику пальцев  рук. Если обратиться к истории, можно встретить пальчиковые  игры в русском  фольклоре. И то, что многое из опыта наших  предков не забыто,  а наоборот, продолжает развиваться, говорит  о важности развития мелкой моторики в детском  возрасте.
  Пальчиковые игр развивают ловкость и подвижность  кистей  рук. Но это ещё не вся польза. Дело в том, что на пальцах и  ладонях  есть  «активные точки»,  массаж  которых  положительно  сказывается  на  самочувствии  и  улучшает  работу мозга.
   Начинать играть с ребёнком можно  с «колясочного» возраста.  Сперва все движения взрослый делает руками малыша.  По мере  освоения движений ребёнок начинает делать и сам,  а взрослый  только проговаривает. Постепенно ребёнок сможет и проговорить  и сделать все предлагаемые ему упражнения сам. Это очень  полезно для малыша: такие занятия развивают координацию  движений кистей и пальцев рук, а значит, помогают развитию  речи и мышления. Поскольку многие дети (да и взрослые) лучше  воспринимают зрительный образ, стихи могут сопровождаться  пояснительными рисунками – схемами.
   Известно, что между речевой функцией и общей двигательной  системой человека существует тесная связь. Такая  же тесная  связь  установлена между рукой и речевым центром мозга.  Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов  речи способствует формированию правильного произношения,  помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её  темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое  напряжение.
   Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для  развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.  Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики  стимулирует развитие речи, пространственного мышления,  внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и  эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает  стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.
   Пальчиковые  игры, разработанные на фольклорном материале,  максимально полезны для развития ребёнка. Они содержательны,  увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.  Уже в более старшем возрасте (5 – 7 лет) ребенку интересно  показывать не отдельные картинки (петушок поёт, лиса крадётся,  зайчик шевелит  ушками), а целые сюжеты. И вместе с ребёнком  можно  попробовать таким образом разыграть пальчиковый  спектакль. А с маленьким  ребёнком нужно предварительно  учиться «репетировать» можно  предложить ему изобразить  петушка (соединив кончики указательного и большого пальцев,  что бы показать клюв, и подняв остальные пальчики вверх,  что  бы изобразит гребешок),  как он поёт (в этом случае пальчики,  изображающие  клюв, разжимаются). Пусть ребёнок покажет  пальчиками, как  поёт петушок, бежит лисичка, трубит рожок,  шьётся сарафан или собираются в кузовок грибы.  Нужно  постоянно  уточнять и вносить разнообразия в его движения. Но  для начала ребёнок должен пройти весь «путь» потешки или  стишка в картинках, изобразить его пальчиками.
   Возрастные критерии развития тонкой моторики рук, зрительно – моторной координации.
 
3 – 6 месяцев   Малыш направляет руки ко рту.  Следит за движениями 
                          своих рук. Под контролем зрения направляетруку к 
                          предмету и захватывает  его.                           
6 – 12 месяцев Малыш развивает «единое» поле зрения и действия.
                          Глаз направляет движение руки. Ребёнок умеет
                         перекладывать предмет из однойруки в другую, может 
                         положить ложку в чашку, кубики в коробку.
1 – 2 года          Ребёнок держит два предмета  водной руке; чиркает
                          «каракули»карандашом, переворачивает страницы книги.
                          Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков. Держит чашку, 
                          поднимает её и пьёт.  Помещаетквадрат в квадрутную
                           прорезь,  овал – в овальную. 
2 – 3 года          Ребёнок  умеет открывать ящики и опрокидывать
                          содержимое. Играетс песком и глиной.  Открывает крышки,
                          рисует пальцем, нанизывает крупные бусы. Рисует крестики
                          по образцу. Помещает  квадрат  в  квадратную  прорезь,
                           овал – в  овальную.
3 – 4 года          Ребёнок держит карандаш пальцами(не в кулаке), может 
                          копировать формы  несколькими  чертами.Собирает и 
                          строит  постройки из 9 кубиков. Ловит катящийся,  к нему
                         мяч.Застёгивает,  расстёгивает   крупные  пуговицы.   
4 – 5 лет            Ребёнок  рисует  карандашами и цветными  мелками.
                          Раскрашивает простые  формы. Рисует дом (квадрат
                           и диагонали), человека(от2  до3  частей: голова, туловище,
                         руки, ноги). Копирует квадрат, звезду. Строит  постройки 
​                         болеечем из 9 кубиков. Складывает бумагу более одного 
                         раза.Определяет предметы на ощупь, лепит из пластилина 
                         (от 2  до 3 частей). Умеет завязывать шнурки, застёгивает и
                         расстегивает мелкие  пуговицы.
5 – 6 лет            Ребёнок аккуратно вырезает картинки. Пишет  буквы  и       
                           числапечатным шрифтом. Дорисовывает недостающие
                          детали в картинке. Бьёт молотком по  гвоздю.
                         Воспроизводит  геометрические  фигуры  по  образцу .         
                          Ребёнку  доступны  вышивание,вязание, работа с мелким 
                         конструктором,  различными  формами художественного
                         творчества  (лепка, конструирование,  аппликация).
                         В рисовании  появляется  большое количество мелко   
                         прорисованных  деталей, ребёнок овладевает разными                                   стилями  работы,  осваивает  различные  техники.
                   
 Эти  упражнения, предлагаемые детям в форме игры, важны для  ребёнка ещё и потому, что процессе работы малыш имеет  возможность эмоционального общения  со взрослым. Фундамент не  только для успешного образования, но и для полноценного  развития ребёнка как личности закладывается с первых дней  жизни, поэтому совместно проведённое  с  ребёнком  время  во  время игр и занятий окупится многократно.      
 
Важное значение для повышения качества воспитательно – образовательной работы в детских дошкольных учреждениях,  подготовки детей к успешному обучению в школе формирование  у них познавательной деятельности, развитие мелкой моторики  пальцев рук, как основы всестороннего развития ребёнка.
   Работа над мелкой моторикой рук означает не только  формирование у ребёнка моторных функций работы пальцев рук,  но и подготовку руки к письму.
   А самое главное с использованием пальчиковой гимнастики  стимулирует развитие речи, пространственного воображения,  воспитывает быстроту реакции, эмоциональную выразительность.  Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь  становится более выразительной.
Обучение пальчиковым играм в повседневной жизни требует  разных путей и методов; и, исходя из этого, обучение этим играм  можно осуществлять в разных  формах воспитательного процесса : режимных  моментах, дидактических  играх, физкультурных  и  других  занятиях, на прогулке, при наблюдении, конструировании  и  играх детей.
Также необходимо не забывать об индивидуальных особенностях  детей. В зависимости от видов пальчиковых игр, умственного  воспитания, возраста и опыта детей проводить индивидуальную  работу по накоплению и обогащению опыта ребёнка. Используя  разнообразные игровые методы необходимо вызывать у детей  и  желание к пальчиковым играм. 
Благодаря такой широкой сфере деятельности можно добиться  хороших результатов в поставленной  задаче,  а именно – всестороннем развитий  ребёнка посредствам обучения  пальчиковым играм, учитывая при этом то, что по полученным  исследованиями данным из 100% полученных за всю  жизнь  знаний 60 – 70 % ребёнок получает от 1до 3-х лет, а именно в  раннем возрасте.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. По всей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук.
  
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами приводят к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4. Если ребенок выполняет упражнение, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память дошкольника, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развиваются воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем обеспечит овладение навыком письма.
 
Пальчиковые игры и упражнения – это подвижные физкультминутки прямо за столом или за партой. Можно просто почитать и попросить детей подвигать пальчиками так, как они этого захотят. Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы не только дети видели лицо взрослого, но, и чтобы он видел их лица, наблюдал за впечатлением от текста стихотворения и от самих упражнений.
 
Такие пальчиковые игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, только текст надо несколько раз повторить. Озорные стихи считалки не только позволяют интересно проводить физкультминутки, но и будят детскую фантазию. Важно, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя маленьким котенком, косолапым мишкой. Нужно не забывать, что дошкольники большие фантазеры и легко перевоплощаются, принимают все условности театрального действия. Каждые пятнадцать минут можно устраивать двухминутный перерыв на игру.
К каждому стихотворению прилагается описание рекомендуемых движений. Можно и самим придумать упражнения или попросить детей сделать их самостоятельно. Главное заключается в разнообразии, которое помогает поддерживать интерес к весёлым физкультминуткам.
 
Основная цель пальчиковых игр и упражнений – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцев у детей совершенствует память, способность согласовывать движение и речь. Сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает положительный эффект умственного и физического развития.
 
Любые приемы – постукивание пальцев, растирание, поглаживание основанием пальцев, движение ладони, легкий массаж предплечья несут только здоровье ребенку. Можно организовывать пальчиковые игры, разминая руки друг другу –  это позволяет ориентироваться «вправо-влево», «вверх-вниз».
Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности. Они могут быть прямолинейными, продольными, круговыми, комбинированными, шипообразными и др. Следующий прием – растирание, сдвигание кожи, образуя как бы складку. К такому приему относят массажные движения: пиление, строгание, штрихование. Важный прием в пальчиковых играх – похлопывание, поколачивание, встряхивание и др. Большое значение имеют движение кистью - сгибание и разгибание, круговые вращения, а также прием разминания, при котором происходит смещение и сдавливание мышц. Его можно выполнять подушечками пальцев, кулаком, основанием ладони. В процессе пальчиковых игр большое значение имеют массаж самих пальцев. При этом применяются кругообразное растирание подушечками пальцев, ребром ладони, встряхивание и поглаживание, зигзагообразные движения.
 
Вот несколько советов по проведению пальчиковых игр и упражнений:
  1. Всю игру проводите в спокойно-ласковом настроении, концентрируя внимание на ребенке.
  2. Перед проведением пальчиковых игр, убедитесь в том, чтобы руки у детей были теплыми (предложите им похлопать, потереть ладошки, подышать на них).
  3. Читайте стихотворение или рассказывайте текст медленно с выражением, используя выразительную мимику от 3 до 5 раз, чтобы дети успели запомнить движения, по мере освоения движения — меняйте темп движения; делайте сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
  4. Выполнять упражнение нужно вместе с ребенком, демонстрируя собственную увлеченность игрой. Тексты можно не только декламировать, но и петь знакомую детям мелодию. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
  5. Не торопитесь обновлять репертуар — в вашем активе должно быть 2–3 игры, постепенно заменяйте их новыми, наиболее понравившиеся игры можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.
  6. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук.
  7. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое. При этом нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без напряжения мышц руки, чтобы они ему приносили радость.
  8. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу. Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может отбить интерес к игре. Поощряйте малыша за его успехи, старайтесь не замечать промахов и ошибок.
  9. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично, особенно начало и окончание фраз, постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»