Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие познавательной активности детей дошкольного
возраста при ознакомлении с окружающим миром

Кулева Марина Александровна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 30
Калининского района Санкт-Петербурга
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

ФГОС ДО выделяет «Основные принципы дошкольного образования», среди которых «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» (п. 1.4.7.).
Познавательные интересы – это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора. В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития следующих компонентов:
1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);
Информация состоит из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительных процессов, необходимых для получения и переработки информации. Сюда относится
* что интересует ребёнка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания;
* как получает ребёнок информацию, т.е. речь идёт о способах познания и средствах познания;
* как ребёнок перерабатывает информацию: что с ней делает – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и т.д. Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить у ребёнка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.
3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира). Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой. Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы.
Познавательная активность формируется у детей в процессе ознакомления с окружающим. Ознакомление с окружающим в старшей группе проводится по направлениям:
--Предметное окружение:
В старшей группе мы знакомим детей с такими темами: посуда, продукты, мебель, игрушки, обувь, одежда, головные уборы, инструменты, бытовая техника. Мы рассматриваем предметы и их иллюстрации. Для того чтобы дети легче запоминали названия предметов проводим такие игры: " Чего не стало?", " Что изменилось?", "Отгадай загадку"...Предлагаем определить их назначение и материал из которого сделаны эти предметы. С помощью наблюдений и действий с предметами выясняем почему используются именно эти материалы. (например: нельзя сделать посуду для приготовления еды из бумаги.) Выделяем с детьми признаки предметов, сравниваем их. На основе признаков и сравнений классифицируем предметы (например: летняя, зимняя и демисезонная одежда). Этому способствуют такие игры: " Что лишнее?" "Из чего сделано, сшито, связано?", " Скажи наоборот", " Какой, какое, какое", " Найди похожее"... С помощью мнемотаблиц, книг и иллюстраций знакомим с историей предметов, с их изменениями. Выясняем как инструменты и бытовая техника облегчают жизнь людей и как они работают. Для этого подключаем родителей. На основе полученных знаний предлагаем детям самим придумать правила безопасного и бережного обращения с предметами. Свои впечатления и полученные знания дети отражают в рисунках и рассказах. Мы составляем альбомы " Наши помощники"," Наша одежда", "Моя квартира"
--Социальное окружение
Темы: семья, "Профессии", "Новогодний праздник", "Виды спорта", "День Защитника Отечества", "8 марта", "9 мая", "Наша Родина -- Россия", " Люблю тебя, Петра творенье", " Транспорт".
В старше группе мы продолжаем работу по теме "Моя семья". Дети вместе с родителями составляют генеалогическое древо, рассматривают фотографии из семейного альбома. Предлагаем детям подумать на кого они похожи. Составляем альбомы " Как мы отдыхаем всей семьей", " Мои мама и папа". В старшей группе знакомим детей с многообразием профессий. Дети на основе наблюдений, бесед, рассматривании иллюстраций, посещений общественных мест, чтения художественной литературы делают выводы о значимости профессий в жизни человека. Детям предлагается пофантазировать, что было бы если не было (продавцов, врачей...). для закрепления полученных знаний и впечатлений проводим игры " Кому это надо для работы?", " Угадай профессию", оставление загадок и рассказов о различных профессиях. Мы совместно с детьми и родителями составляем альбомы: " Мои родители на работе", " Кем я хочу стать, когда выросту"
В декабре мы знакомим детей с тем, как отмечались Новогодние праздники на Руси и в других странах. Предлагаем родителям рассказать детям о семейных традициях.
Знакомим детей с зимними видами спорта, рассматриваем иллюстрации, предлагаем детям дома с родителями посмотреть трансляции зимних соревнований. Детям дается задание самим определить что оценивается в данном виде спорта: скорость, точность, меткость, красота, выносливость. в группе составляем рассказ: " Каким видом спорта я хотел бы заниматься". Составляем альбом " Мои зимние развлечения". Проводим с детьми «Зимние старты»
В старшей группе мы рассказываем детям о трудной и почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Накануне Дня снятия блокады и 9 Мая мы проводим экскурсию в библиотеку, рассматриваем тематические книги, детские работы и экспозиции. Проводим досуги и презентации " День Победы", " Блокада Ленинграда". С помощью презентаций знакомим детей с главными достопримечательностями нашего города, с его символикой, показываем красоту города в разные времена года. Дети отмечают какой транспорт можно встретить на улицах города, классифицируют его по его назначению. Самостоятельно составляют правила поведения на транспорте, объясняют значения знакомых дорожных знаков, рассказывают о правилах дорожного движения.
--Ознакомление с природой
Темы: " Периоды осени", " Овощи", " Фрукты", " Ягоды", " Грибы", " Деревья", " Зима" " Весна", " Лето", " Насекомые", " Цветы", "Мир животных и птиц"-- домашние животные и птицы, дикие животные, Животные жарких стран, животные Крайнего Севера, перелетные и зимующие птицы.
С помощью наблюдений в природе дети устанавливают причинно-следственные связи между явлениями живой и неживой природы, при помощи экспериментов отмечают изменения состояния воды в зависимости от сезона и температуры воздуха. Наблюдают различные погодные явления, пытаются дать им объяснения. Проводились игры: " Что за чем", " когда это бывает?", " Что не так", " Почемучки", " Что сначала, что потом"...Наблюдают смену сезонов. Мы с детьми составляем альбомы " Что нам осень принесла", " За что я люблю зиму", "Красавица весна". Составили альбом " Вода". При составлении альбома дети расширили свои знания о воде, ее свойствах, пользе, придумали водоохранные знаки.
При ознакомлении с миром животных и птиц мы рассматриваем с детьми карты, находим места обитания животных и птиц. Дети знакомятся с повадками животных и птиц, особенностями их внешнего, со способами приспособления к среде обитания. В своей работе мы используем цикл тематических фильмов " Ребятам о зверятах.", " Живая планета". Свои впечатления дети отражают в составлении рассказов, загадок, в рисунках, в составлении сказок. Для закрепления знаний проводим игры: " Назови семью" "Кто где живет?", " " Кто чем питается", " Чьи следы", " Скажи наоборот", " Чей, Чья, Чьи", " Сказочное животное"...
Я считаю, что специально организованная и планомерная работа по ознакомлению с окружающим позволяет воспитанникам не только получать знания, но и самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а воспитателю сделать весь процесс максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Список литературы:
1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. –М.: Мозаика-Синтез, 2012. -336 с.
2.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. –М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.
3.Коноваленко С.В., Кремецкая М.И. Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс, 2011. -80 с. 4.Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез. 2012. – 80 с. . Микляева, 5.Н.В. 5.Познавательное и речевое развитие дошкольников (под ред. Н.В. Микляевой) / Н.В. Микляева. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 208 c.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»