Развитие мелкой моторики руки дошкольника
Ефимова Наталья Николаевна,
педагог дополнительног образования
ГБНОУ СПБ ГДТЮ
педагог дополнительног образования
ГБНОУ СПБ ГДТЮ
Каждый из нас хочет, чтобы его ребенок был успешным,
счастливым, здоровым, и мы готовы многое сделать для этого,
но совсем не редко сталкиваемся с проблемами, о которых
мало знаем, и поэтому не можем помочь своим детям.
Многочисленные исследования показывают,
что одна из таких проблем – обучение письму.
счастливым, здоровым, и мы готовы многое сделать для этого,
но совсем не редко сталкиваемся с проблемами, о которых
мало знаем, и поэтому не можем помочь своим детям.
Многочисленные исследования показывают,
что одна из таких проблем – обучение письму.
Марьяна Безруких
Академик РАО, российский психофизиолог Марьяна Михайловна Безруких создала методику, которая поможет каждому взрослому научить ребенка писать красиво и правильно. Ею написаны книги: «10 простых шагов к красивому и правильному письму», «Как научить ребенка писать красиво», «Пишу красиво и правильно» и другие. Письмо – один из сложнейших видов деятельности человека, сложнейший навык, который формируется длительно и не просто. М.М. Безруких пишет: «Опыт показывает, что значительная часть детей, поступающих в первый класс, не подготовлена к письму, а это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий…, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторных координаций, пространственного восприятия и зрительной памяти». Не менее важной проблемой является сокращение количества часов в первом классе, отпущенных на освоение каллиграфии. В связи с этим, подготовку руки к письму желательно начинать как можно раньше, но делать это постепенно, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Многих сложностей при обучении детей письму к начальной школе можно избежать, проведя целенаправленную подготовительную работу в дошкольный период. Поскольку у детей 5-6 лет одним из основных видов деятельности является игра, это позволяет сделать эту работу интересной и полезной для ребенка.Большое значение для развития мелкой моторики имеет координация движений всего тела. Движение – естественное состояние ребенка. Поэтому для занятий можно использовать обычные детские подвижные игры, в которые играют дети всего мира: ладушки, «Сим,Сим,Фони», «Соку, бачи, вира», «Летел лебедь», «Падишах», игры с мячом, скакалкой и многие другие.
Хорошо развивают пальчики игры и упражнения с предметами. Можно использовать комплексы упражнений с карандашами, камешками, шишками, массажными мячиками, снапперсами, крышками. Конструкторы, пазлы, шнурки, пуговицы помогут ребенку интересно и с большой пользой проводить время одному, с друзьями, с родителями.
Большое количество специальных стихотворений помогут запомнить названия каждого пальчика. Это очень пригодится для того, чтобы научиться правильно держать ручку и карандаш, так как каждый пальчик играет свою роль в этом непростом деле.
Замечательная настольная игра «Твистер для пальцев» поможет укрепить мышцы кистей и пальцев рук, развить их ловкость и гибкость, моторику, координацию движений, воспитать упорство на пути к своей цели.
Много интересных упражнений для кисти руки можно найти на канале YouTube «Палец вверх». Ведущий канала Сергей Копылов обладает удивительной ловкостью и гибкостью пальцев. Автора канала вдохновляют руки и он знает все о пальчиковой гимнастике. Его упражнения имеют разный уровень сложности и рассчитаны на детей и взрослых.
Детский нейропсихолог, логопед Вероника Мазина делится увлекательными ритмичными разминками с музыкальным сопровождением. Чувство ритма, способность к переключению имеют большое значение при обучении письму. Ребята очень любят эти упражнения. Тетради В. Мазиной со специальной разлиновкой помогут сформировать красивый почерк не только школьникам и дошкольникам, но и взрослым.
Научить ребенка правильно держать пишущие инструменты помогут специальные приспособления (насадки), которые могут быть в форме рыбок или иметь специальные «кармашки» для пальчиков. Снять усталость при работе поможет ручка – самоучка.
Игра с использованием специального игрового поля «Муха» помогает сформировать у ребенка понятия вправо, влево, вверх, вниз, по диагонали. В игре можно использовать камешки, фишки, можно увеличивать игровое поле. Игра развивает внимание, реакцию. Можно усложнять игру и делать более интересной придумывая дополнительные правила вместе с ребенком.
Большое количество печатных изданий на тему подготовки руки к письму позволяют выбрать пособия, которые будут доступны и интересны именно вашему ребенку. Интересные задания, раскраски, лабиринты, графические диктанты. Важно иметь чувство меры при их приобретении.
Хорошо если ребенок хорошо справляется с самыми элементарными бытовыми задачами: застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д. Лепит из пластилина, а может быть и из теста, помогает родителям в домашних делах.
Увлекает ребенка и очень хорошо развивает мелкую моторику искусство складывания фигурок из бумаги – оригами. Существует много простых моделей, доступных для ребенка.
До школы надо познакомиться и хорошо освоить такой инструмент как ножницы. Большое количество интересных поделок, игр можно придумать для занятий с ними. Сделать прическу львенку, вырезать семь цветов радуги, нарисовать и вырезать бороду Деду Морозу.
Интересно выстроена система работы с дошкольниками в программе «Русской Классической Школы». Для детей четырех, пяти и шести лет созданы пособия по каллиграфическому рисованию. При подготовке к письму ребята пользуются мелками, карандашами и даже перьями.
Путь к красивым буквам начинается с красивых линий. Замечательные пособия для работы остроконечной и ширококонечной кистью замечательного художника-каллиграфа-педагога Генриетты Тихомировой позволяют не только помочь подготовить руку ребенка к письму, но и способствуют развитию художественного вкуса. Дети делают замечательное открытие: они узнают, что кистью можно не только рисовать, но и писать.
Можно бесконечно рассказывать о различных формах работы, играх, пособиях, замечательных людях и педагогах, которые помогают детям в этом сложном деле – подготовке руки к письму, развитию мелкой моторики. Но родители и дети выберут свой путь. Самое главное, сделать так, чтобы ребенок не потерял интерес к письму и пошел в первый класс с желанием учиться. Важно, чтобы занятия были регламентированы по времени, учитывали эмоциональное и физическое состояние ребенка. И тогда они принесут большую пользу и радость детям и их родителям.