Роль театрализации в развитии детей раннего возраста
Николаева Виктория Александровна
Ранний возраст это наиболее благоприятный период для всестороннего развития ребенка. Это самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Всё осваивается и познаётся впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания. Но, велика предраспoложенность к усвоению, высока обучаемость. Дети раннего возраста любят заниматься, однако произвольное внимание и память у них несовершенны. Ребенок с трудом может сосредоточиться на том, что ему не интересно, что его не удивило, не принесло радости. Пoэтому, планируя занятие с детьми, необходимо тщательно продумывать, чему учить малышей и как это лучше делать. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Среди разнообразных форм обучения, особое место занимает театрализация.
В. А. Сухомлинский сказал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
Театрализованная игра как нельзя лучше подходит для того, чтобы разносторонне развивать личность малыша. В такой игре дети знакомятся с чувствами, настроениями , осваивают способы эмоционального выражения. Знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности, таких как воображение, самостоятельность, эмоциональная отзывчивость, нравственность. Знакомство детей в раннем возрасте с разными видами театров помогает детям снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Рассказывая и показывая детям сказки, можно отметить, что малыши, играя с игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки.
Согласно исследованиям Л.В. Артемовой, театрализованные игры различаются в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрываются тема, сюжет. Все театрализованные игры в этом случае делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
К режиссерским играм относится: настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. К настольному театру относится: театр игрушки, театр картинок, баночный театр, вязаный театр, театр коробочек и др. К стендовым видам театра относятся стенд- книжка, театр на фланелеграфе, теневой театр.
К играм драматизациям Л.В. Артемова относит игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребенка), который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма.
В детском саду возможны два вида театра: кукольный и драматический. Драматический театр в дошкольном учреждении существует как театр взрослых для детей и как театр, в котором участвуют дети.
В театрализованных играх (играх-драматизациях) актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, рассказов, фильмов или спектаклей. Задача такой игры состоит в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменение детской фантазией – сюжетом игры.
Особенность театрализованных игр в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Творческое обыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В сюжетно-ролевой игре ребенок свободен в передаче изображения ролевого поведения. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы его осуществить ребенок должен понять, каков персонаж, почему так поступает, представить его состояние, чувства. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной и интонационной речью).
Настоящий интерес к театрализованной игре появляется только у старших дошкольников, но это не означает, что приобщать детей к данному виду игры можно только в старшем возрасте. Детям младшего дошкольного и даже раннего возраста интересны игры с куклами, небольшие инсценировки. Маленьким детям нравится выражать свои эмоции в образно-двигательных импровизациях под музыку. Яркие впечатления, оставленные сюжетной игрой взрослого с ребенком, будут той первоосновой, на которой впоследствии разовьются начальные игровые умения, дальнейшие творческие качества детей.
В детском саду используются разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный, на фланелеграфе) для инсценировки знакомых стихов и сказок ("Репка", "Курочка Ряба" "Теремок", "Колобок" ). Педагоги привлекают детей к участию в инсценировках, обсуждают с ними увиденное.
Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей, выражая эмоциональные переживания. Например, при инсценировке сказки "Репка" малыши "тянут" репку; при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" показывают плач деда и бабы; показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр малыши учатся понимать и использовать язык и жестов, мимику, развивают свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах. Очень важно желание ребёнка участвовать в театрализации, его эмоциональное состояние. Некоторые малыши, в силу разных обстоятельств, не могут открыться, стесняются. В такой ситуации , главное не заставлять ребенка участвовать. Пусть он будет зрителем. Когда малыш поймет, что ничто не угрожает его личному пространству, он сам проявит желание участвовать в игре.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения ,основы нравственности, а также стимулирует развитие речи, мышления , памяти, воображения. Благодаря игре ребенок познает мир не только умом , но и сердцем.
Используемая литература:
Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников» Просвещение 1991г
Н.Ф.Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников»Москва 2011