Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Средства экологического образования дошкольников

 Шахова Анна Владимировна,
 воспитатель 1-ой квалификационной категории
Содержание
Введение 3
1. Понятие, сущность экологического образования 7
2. Анализ программ по экологическому образованию дошкольников 10
3. Средства экологического образования 17
4. Особенности использования средств экологического образования в работе с детьми дошкольного возраста 22
Заключение 26
Список литературы 28
 Введение
Современное время отмечается ростом экологических проблем, что рождает необходимость экологического образования, начиная с самого раннего возраста. Важно включение экологических знаний в учебно-воспитательный процесс, формирование у дошкольников понимания важности экологического поведения и соблюдения природоохранных правил. В процессе экологического образования дошкольники осознают, что проблемы экологии касаются их так же, как и других людей. Поэтому современная система образования в качестве одной из задач должна решить задачу подготовки экологически грамотного поколения, которое способно не только осознавать отрицательные последствия непродуманного вмешательства человека в природные процессы, но и учитывать их в практической деятельности.
Непрерывное экологическое образование — это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения.
Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются в его взаимодействиях с природой, а также в поведении в природе.
Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Проблема экологического образования в педагогике всегда была актуальной, об этом можно судить по многочисленным исследованиям известных педагогов, таких как И.Ю. Алексашин, В.Н. Большаков, А.М. Буровской, С.Н. Глазачев, Э.В. Гирусов, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Д.Н. и др.
Ход, результативность и эффективность учебного процесса во многом зависят от средств обучения, которые, наряду с методами и формами, относятся к организационному и деятельностному компоненту учебного процесса. Средства обучения предоставляют возможность побуждать и поддерживать познавательные процессы дошкольников, улучшать наглядность учебного материала, делают его более доступным, предоставляют наиболее точную информацию о явлении, которое изучается, а также способствуют интенсификации самостоятельной работы, позволяют осуществлять ее в индивидуальном темпе.
Средства обучения - это идеальный либо материальный объект, используемый для усвоения знаний, вырабатывания опыта познавательной и практической деятельности. Идеальными средствами являются усвоенные ранее знания и умения, а материальными - физические объекты, которые применяются для детализации обучения участниками учебного процесса. Чаще, когда речь идет о средствах обучения (в широком понимании), имеют в виду весь комплекс материальных средств педагогического труда, что способствует оснащению учебного процесса с целью его совершенствования, повышения эффективности и качества подготовки обучающихся. Наличие и качество этих знаний является важным фактором создания оптимальных условий для осуществления учебного процесса.
Цель исследования – изучение средств экологического образования и особенностей их использования в работе с детьми дошкольного возраста.    
Объект исследования - процесс экологического образования детей дошкольного возраста
Предмет исследования - средства экологического образования детей дошкольного возраста
Задачи исследования:
  1. Рассмотреть понятие, сущность экологического образования.
  2. Проанализировать комплексные и парциальные программы по экологическому образованию дошкольников.
  3. Изучить средства экологического образования.
  4. Рассмотреть особенности использования средств экологического образования в работе с детьми дошкольного возраста.
Курсовая работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка литературы.

Глоссарий
Экологическое образование - система знаний об окружающем мире как среде жизнедеятельности человека, о влиянии производственной деятельности на природную среду, а также знания и навыки природоохранительной деятельности.
Средства образования - орудия педагогического труда, которые пригодны для использования во время проведения всех форм учебных занятий и выполняют специфические дидактические функции, в частности, обеспечивают целенаправленное взаимодействие между учащимися и преподавателями.
Средства обучения - это различные средства, которые используют преподаватель и ученики в процессе обучения.
Средства экологического образования - разнообразнейшие орудия и материалы учебного процесса, с помощью которых наиболее эффективно и за рационально сокращенное время достигаются установленные цели обучения по экологическому образованию.
Дошкольный возраст - этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом — от 3 до 7 лет. 
1. Понятие, сущность экологического образования
Существуют различные подходы ученых к пониманию сущности экологического образования. Так, А.Н. Захлебный полагает, что экологическое образование – это элемент общего образования, связанный с овладением научными основами взаимодействия природы и человека [14].
И.Т. Суравегина считает, что экологическое образование – «целенаправленный процесс формирования ответственного отношения к окружающей природе»[31]. А.А. Вербицкий смысл экологического образования видит в совокупности опыта взаимодействия человека и природы, обеспечивающего «его выживание и устойчивое развитие»[5].  Рассмотрение и анализ различных точек зрения ученых на понятие «экологическое образование» позволил нам согласиться с точкой зрения И.Д. Зверева по данному вопросу. Под «экологическим образованием» в самом общем виде ученый понимает «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социоприродной среде и здоровью»[14].
Термин «экологическое образование дошкольников» широко используется в работах Т.А. Серебряковой, Н.А. Рыжовой, Л.В. Моисеевой и др., которые понимают его как целенаправленный процесс формирования культуры взаимодействия с миром природы, основанный на синтезе эмоционально чувственного, интеллектуального и деятельностно-практического компонентов.
Экологическое образование с научных позиций С.Н. Николаевой, автора «Концепции экологического воспитания дошкольников», предусматривает, прежде всего, формирование научного мировоззрения, так как оно является ядром сознания, придает единство духовному облику человека, вооружает его социально-значимым и экологически приемлемыми принципами подхода к окружающей среде [24].  Н.А. Рыжова отождествляет экологическое образование с интегральным понятием, представляющим совокупность процессов воспитания, обучения и развития, направленных на формирование экологической культуры [29].
Подводя общие итоги анализа научного материала по проблеме изучения понятия «экологическое образование» вообще и «экологическое образование дошкольников» в частности, можно сделать вывод о том, что экологическое образование дошкольников объединяет три взаимосвязанных процесса: обучение, воспитание и развитие, направленные на «становление экологической культуры личности, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие» [10].
Наиболее важен с точки зрения нашего исследования вывод Н.Г. Лаврентьевой о понимании сущности экологического образования как интегрированного критерия формирования экологического мировоззрения. Она полагает, что экологическое образование – не отдельно взятый процесс, а «воедино слитый с общим ходом развития личности ребенка». Он предполагает   создание эффективной синкретической модели методических основ воспитания экологической культуры личности дошкольников, основанной на целенаправленной организации системы развития познавательной деятельности детей в природе и социокультурном окружении [18].
Экологическое образование в педагогике понимается как непрерывный процесс обучения, который направлен на формирование, прежде всего системы научных и практических знаний и умений [19]. Экологическое образование занимается формированием экологической культуры, которая рассматривается как явление в двух измерениях.
В то же время экологическая культура — это результат образования и воспитания, который выражается в умении человека достигать гармонии в отношениях с окружающей средой [19].
Исходя из этого, уровень экологической культуры определяется не только сформированностью системы знаний, но и эмоционально-ценностным отношением дошкольников к окружающей среде.
Экологическое образование ставит перед собой следующую цель -  формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, которые обеспечивают становление ответственного отношения дошкольников к окружающей среде во всех видах деятельности, формирование экологической культуры [8].
В содержании экологического образования выделяют два аспекта: передача экологических знаний; трансформация знаний в отношения.
Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по ее законам [20].
Таким образом, содержание экологического образования - это педагогическая   деятельность, направленная на развитие экологической культуры, которая рассматривается как способ   организации   и   развития   экологической   жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, ценностях, социальных норм, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Содержание экологического образования в педагогике определяется, исходя из необходимости передачи экологических знаний, которые затем должны быть трансформированы в отношения дошкольников к природе в целом. 
2.Анализ программ по экологическому образованию дошкольников
 Анализ парциальных программ по экологическому образованию дошкольников позволил условно разделить их на три основных группы:
- экологической направленности (в основном биоэкологической);
- эстетико (культурно)-экологической направленности;
- социально-экологической направленности.
Для программ первой группы характерно включение вопросов классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.). К ним отнесены программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Мы» Н.Н. Кондратьевой, «Паутинка» К.Л. Васякиной-Новиковой, «Наш дом — природа» Н.А. Рыжовой.
Для второй группы программ характерен акцент на эстетическую и нравственную воспитанность детей, вопросы самой экологии здесь отходят на второй план. Объекты природы рассматриваются с позиций «стихий» (земля, воздух, огонь, вода). Многие из программ опираются на идеи Н.К. Рериха. 
К данной группе прежде всего можно отнести программы В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой «Семицветик» (культурно-экологическая); И.Г. Белавиной, Н.Г. Найденской «Планета — наш дом», Т.И. Поповой «Мир вокруг нас». Так, цель программы «Семицветик» — «способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане». Авторы выделяют следующие тематические блоки: «Планета Земля», «Небо», «Искусство», «Светочи»
Третья группа программ выделена по преобладанию в содержании комплекса вопросов социальной направленности (социальной экологии, экономики, граждановедения, сохранения здоровья и т.д.) [12].
К этой группе относятся программы: Н. Н. Вересова «Мы – земляне» (Мурманск). Т. В. Потапова «Детский сад XXI века» (второй вариант названия – «Надежда»). Л. М. Кларина «Экономика и экология» (Москва). Авторы данных программ направили свои разработки на совершенствование экологического, экономического и социального сознания детей, формирования у них основ гражданской позиции.
Анализ парциальных программ:
Программа «Юный эколог» (автор С. Николаева)
Одной из первых в 90-х гг. появилась программа «Юный эколог», созданная на основе Концепции экологического воспитания дошкольников (автор - С. Н. Николаева), которая включает две подпрограммы – программу экологического воспитания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей [25].
Николаева С.Н. делает акцент в экологическом воспитании дошкольников на их ознакомлении с живыми организмами и природными системами (сообществами). Автор доказывает, что на основе представлений о взаимосвязях в природе, специфики живого у детей закладываются правильные формы отношения к природе: интерес к её познанию, готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются.
Ведущим методом экологического воспитания С. Н. Николаева определяет наблюдение. Она выделила требования к ним, разработала циклы наблюдений за обитателями уголка природы, определила типы занятия по ознакомлению с природой: первично-ознакомительные; углубленно-познавательные; обобщающие; комплексные. С.Н. Николаева отмечает, что в воспитании любви к природе большую роль играют прогулки, экскурсии, детские праздники, игры с природоведческим знанием, и условия её реализация в детском саду [25].
Программа «Наш дом - природа» (автор Н. А. Рыжова)
Основная цель программы – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним [29].
Н.А. Рыжовой определен комплекс задач в области экологического обучения, воспитания и развития ребенка.
Содержание программы включает несколько блоков: «Вода», «Воздух», «Растения», «Животные», «Я и природа», которые позволяют педагогу дать ребенку в увлекательной для него форме знания о природе, ее законах, взаимосвязях природных объектов. Знания являются средством для формирования у детей экологического мировоззрения, заботливого и ответственного отношения к природе [29].
Программа «Семицветик» (авторы В.И.Ашиков и С.Г.Ашикова).
Цель программы — начиная с дошкольного возраста, обеспечить целостное и всестороннее развитие творческих способностей ребенка, экологической культуры и нравственности, широкого кругозора на основе комплексного использования разных видов искусств и организации детской деятельности [4].
Программа реализуется на основе широкого использования интерактивных аудиовизуальных средств, комплекса авторских слайд-фильмов и композиций. В программу включены примерные планы работы на год, конспекты интегрированных занятий с детьми. Девиз программы «Семицветик» — воспитание через Культуру и Красоту.
Темы программы обобщены в соответствующие тематические блоки, составленные из двух базовых тем: «Природа» и «Человек». В основе построения и развития программы в течение года лежит органическая связь тематического плана с временами года и сезонными явлениями природы, а также связь тем с фенологическим (в отдельных случаях с астрономическим), народным и современным социально-бытовым календарем [4].
В фенологическом календаре отражена жизнь природы, в астрономическом — движение Солнца и светил, в народном — даты и праздники, отношение предков к природе, пословицы и поговорки, а в социальном — основные праздники и даты.
Основные тематические блоки, исходящие из следующих базовых тем:
- «Планета Земля». Четыре царства природы, стихии;
- «Небо». Что мы видим в небе, что в небе живет, связь Земли и Неба;
- «Искусство». Рукотворная Красота, духовные ценности народа и мировой культуры;
- «Светочи». Великие Люди — народные Герои и Подвижники.
Программа «Мы — земляне» (автор Н. Вересов)
Программа является одной из попыток реализации в практике дошкольного воспитания идей гуманитарного подхода к экологии [6].
Основная цель программы — создание условий для становления основ экологического сознания у старших дошкольников. Автор считает, что в основе сознания лежит ценностное отношение личностных смыслов.
Программа имеет следующие особенности:
- игровой характер. Занятия проводятся не в форме игры, но являются спонтанной и свободной игрой для ребенка и воспитателя. Игра создается совместно, не всегда по заранее намеченному плану или сценарию. Не обучать, играя, а строить игру как способ образования — в этом особая роль педагога;
- открытость. Дети и педагоги не могут не изменять ее содержания в соответствии с частными уровнями. Невозможно любить и беречь абстракции;
- вариативность. Но это сценарий, а какова будет пьеса — зависит от педагога и детей [6].
Анализ комплексных программ:
Программа «Кроха»
«Кроха» - программа воспитания самых маленьких (детей раннего возраста) в семье и детском саду. Е. Ф. Терентьева (автор раздела «приобщение малышей к природе») выделяет ряд обстоятельств, которые взрослые могут использовать для приобщения детей к природе. Если в помещении (дома или в детском саду) имеются растения, животные, взрослые могут привлечь детей к наблюдениям и совместному уходу, вызвать у них эмоциональный отклик на красоту и разные проявления живых существ. Автор дает рекомендации о том, что и как можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом [19].
Программа «Радуга»
В программе «Радуга» - «Мир природы» (подраздел программы) является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру, что создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем [2].
В методическом материале программы имеется значительное количество занятий о растениях, животных, о планете Земля и строении Солнечной системы. Детям дается много географических знаний и экзотических сведений (о природе Африки, о динозаврах и др.), на основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей часов, календарей, глобусов.
Программа «Детство»
В программе «Детство», созданной в Санкт-Петербургском государственном педагогическом университете, раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми различными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ [17].
Программный материал (для каждого возраста) включает четыре содержательных блока:
  1. Сведения о растениях, животных как представителях живой природы; дети познают особенности внешнего строения и жизненных функций организма (питание, дыхание и пр.), перед ними раскрываются связи живых существ со средой обитания, их неповторимость.
  2. Механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания; дети подробно знакомятся со свойствами различных сред, у них формируется представление о группах животных, проживающих в однородной среде.
  3. Знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных; дети получают представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса.
  4. Блок-знания экосистемного характера; дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимозависимостью. Дети узнают также, что человек может по-разному воздействовать на сообщества живых организмов - может их разрушать, а может поддерживать [10].
Таким образом, «Детство» - это программа не только обогащенного многогранного развития личности дошкольника, это комплексная программа с экологическим уклоном, обеспечивающая ребенку одновременно всестороннее развитие и формирование начальной стадии экологического мировоззрения. Такое сочетание может способствовать в дальнейшем (при условии непрерывности экологического образования) развитию полноценного экологического сознания, которое будет определять деятельность взрослого человека в быту, на отдыхе и на производстве [17].
Программа «Истоки»
«Истоки» - это еще одна комплексная программа, созданная психолого-педагогическим коллективом исследователей Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. Авторы рассматривают ее как базисную программу, нацеленную на разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных (в том числе творческих) способностей в соответствии с уровнем возрастных возможностей и требованиями современного общества [16].
В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа в развитии человеческой личности, характеризующегося особыми отношениями ребенка со взрослым; определенной иерархией видов деятельности; психологическими достижениями ребенка, которые являются свидетельством развития его психики, сознания и личности. Авторы выделяют два психологических возраста в дошкольном периоде: младший - 3-5 лет и старший - 5-7 лет [16].
В программе имеются важные разделы - здоровье, музейная педагогика, художественное творчество, историко-географические представления и др., но они не связаны с разделом «Природа и ребенок», а потому не позволяют сформировать в старшем дошкольном возрасте всеобъемлющее представление о природе и взаимодействии человека с ней, не могут создать целостной картины мира, в которой человек и природа связаны крепкими узами. Недостаточно реализуется заявленный в программе принцип развития ребенка через деятельность; познание природы, общение с ней, отражение ее в искусстве и творчестве детей предполагают много разных видов деятельности, которые можно включить в педагогический процесс [16].
Программа «От рождения до школы»
В программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено образовательной областью «Познавательное развитие» разделом «Ознакомление с миром природы» [26].
Целью раздела «Ознакомление с миром природы» является ознакомление дошкольников с явлениями живой и неживой природы, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры [18].
Таким образом, проанализировав выше представленные программы, можем сделать вывод, что все они направлены на экологическое образование детей дошкольного возраста. 
3. Средства экологического образования
Экологическое образование в рамках Федерального государственного образовательного стандарта предусматривает формирование экологических знаний, умений, отношений в процессе организации интеграции образовательных областей [1]. Для осуществления этого процесса используются разнообразные средства, которые подразделяются на учебные пособия и вспомогательные учебные пособия.
Учебные пособия выступают объектами исследования, а вспомогательные учебные пособия помогают исследовать окружающую природу. Учебными пособиями могут быть как объекты неживой природы, например, камни, вода, так и объекты живой природы, например, растения и животные. Также учебные пособия могут являться изображениями объектов и явлений природы, картинами, макетами и модулями [20].
К вспомогательным средствам экологического образования относят оборудование, которое помогает изучать объекты и явления окружающей природы, к примеру, химическую посуду, измерительное оборудование, экскурсионные принадлежности, предметы хозяйственного обихода и т.п.
Также к средствам экологического образования относятся игра, сказки, экологические развлечения, проектирование, наблюдения, опыты и экспериментирование, моделирование, чтение художественных произведений, праздники, акции и так далее.
Игра - одно из эффективных средств экологического образования детей дошкольного возраста, где ребенок получает новые знания о природе и у него формируется осознанно – правильное положительное отношение к ней [7].
Применительно к экологическому образованию можно выделить следующие виды игровых занятий:
- подвижные игры на прогулке имитационного характера, когда дети прячутся за деревьями и кустами, изображая зайчика и волка, собачку и кошку, игра «У меня во бору» и другие;
- дидактические игры с использованием эффективных
средств, способствующих более полному и успешному решению задач экологического образования (реальные предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, ягоды, шишки, листья, семена, собранные детьми в своем огороде или в лесу, парке). Особенность словесных дидактических игр экологической направленности заключается в том, что их можно изготовить самим: придумать текст, изложить в схеме- рисунке, головоломке или викторине [11];
- игры - драматизации (сказки, рассказы, сценки, стихотворения и т.д.) как средство экологического образования играют значительную роль в воспитании у детей старшего дошкольного возраста культуры эмоционально- ценностного отношения к природе. Уместность использования сказок в обучении не вызывает сомнений, поскольку любовь к ним появляется у человека в раннем детстве и сохраняется всю жизнь. Особенность средств, используемых при театрализации сказки, вхождение в образ, использование природных ресурсов (пеньки, веточки, овощи и т. д) дает возможность эффективнее развивать личность ребенка [15].
Например, можно предложить такие сказки:
- «Теремок» - сказка от том, к чему может привести перенаселенность экологической ниши;
- «Дюймовочка» - сказка о взаимоотношениях различных живых организмов в природе;
- «Серая Шейка» - сказка о том, какие возможности может реализовать живое существо в экстремальных условиях.
В целях воспитания позитивного отношения детей к природе родного села и края также проводятся экологические развлечения, к примеру, следующие [21]:
  - «Праздник юных любителей природы». Целью данного мероприятия является закрепление знаний детей о природе, прививание им бережного и заботливого отношения к природе; развитие творческих способностей детей, их смекалки, эрудиции и сообразительности;
- «Путешествие в королевство природы». Данное мероприятие призвано реализовать схожие цели, но методы и алгоритм действия будут отличаться;
- «Зеленый патруль». Сценарий развлечения имеет отношение к лесу и его обитателям. Цель мероприятия заключается в воспитании у детей экологической культуры и пробуждения у них интереса к окружающему миру [27].
Эффективным средством экологического воспитания детей   дошкольного возраста является технология проектирования   и   проекта   как   форма   поисковой   деятельности [21].  Проектная деятельность является уникальным средством сотрудничества, сотворчества   конкретной   группы   детей, педагогов   и родителей. Она актуальна и очень эффективна потому, что дает ребенку возможность   экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ребенку   успешно   в   будущем   адаптироваться   к   изменившейся   ситуации школьного обучения [30].
Дети могут сами предлагать темы проектов. Для детей, хорошо знающих природу, актуальными могут стать следующие темы:
- животное, которое живет у нас дома;
- растения и грибы;
- какие функции выполняет лес;
- какие растения предсказывают погоду;
- как пчелы делают мед;
- приносят ли муравьи пользу;
- почему комары кусаются;
- как нужно обращаться с мусором и т.д.
Также нужно отметить значительную роль наблюдений в экологическом образовании дошкольников Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений [8]. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.   Метод наблюдения в экологическом образовании детей дошкольного возраста является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний составляют представления, т.е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами и явлениями [18].
Следующим средством экологического образования являются несложные опыты и экспериментирование, мини - лаборатории. Для того, чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты [19]. Они способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно- следственных связей [20].
Также необходимо остановиться на таком средстве экологического образования как планомерное проведение наблюдения, под которым понимается экспериментирование. В своих исследованиях Н.Н. Поддъяков выдвигает следующую гипотезу - детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства [28].
Для обоснования данной гипотезы существует следующая серия доказательств:
- игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых;
- в деятельности экспериментирования ребенок получает возможность проникнуть глубже в предметы и явления.  Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми;
- в экспериментировании достаточно четко представлен момент саморазвития. По мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, более сложные цели;
- при лишении возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается;
На сегодняшний день в типовых проектах дошкольных учреждений нет специального помещения для детского экспериментирования. Поэтому очень важно создание «лаборатории природы» [23].
В экологическом образовании важны и экологические акции. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в нем участвуют. Примеры акций: «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц), «Ёлочка – зелёная иголочка», «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!» (22 марта – Международный день воды»), «Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов) [30]. В ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, поскольку итогом любой акции является продуктивная деятельность детей [22].
Таким образом, применение всех упомянутых средств по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой и окружающим миром помогает результативно осуществлять педагогический процесс в сфере экологического образования, а также делает этот процесс увлекательным. 
4. Особенности использования средств экологического образования в работе с детьми дошкольного возраста
Все вышеперечисленные средства экологического образования используются в работе с детьми дошкольного возраста, но имеют свои
особенности использования в разных возрастных группах. В этой связи обратимся к программе «Юный эколог» С.Н. Николаевой [25].
В работе с детьми четвертого года жизни автор предлагает использовать: 
- наблюдения в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами); наблюдения за растущим луком; наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием картонной кукл

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»