Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сказкотерапия – волшебный мир детства.
Основные виды сказок для детей дошкольного возраста

Константинова Светлана Борисовна
1. К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В этих сказках  есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. 
Народные сказки. Наиболее древние называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы, а процессы «мифосложения» и «сказкотворчества» были связаны с принципом «оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня в создании новых сказок. 
Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Именно авторские истории расскажут о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания. 
2. Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания. 
3. Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. Психотерапевтическая сказка помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны души. 
4. Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок – сообщение бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликта и злых героев. 
Примеры сказок для детей: 
Важно помнить, что сказки для самых маленьких должны быть простые по сюжету, с яркими картинками и несложными предложениями. Лучшие произведения «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка». 
Начиная с 2-3 лет можно уже включать дополнительные элементы и усложнять сюжеты. Малыш уже может сам называть героев, описывать, считать количество предметов. 
По достижении 3-4 лет детей психологи рекомендуют вовлекать в создание новых сюжетов и дополнительных образов. На первой ступени сложности сказок используют русские народные, произведения Корнея Чуковского, Агнии Барто. 
Для дошкольников старшего возраста, около 4-5 лет, подойдут сказки со второй ступенью сложности. Где взаимоотношения героев не такие однозначные, а несколько сюжетов объединены в одну линию. У героев словарный запас должен соответствовать возрастному развитию. 
Примеры сказок для детей 5-6 лет : «Маша и медведь», «Зимовье», «Сказка про ерша», «Лиса и козел» и др. Можно использовать в терапии истории С. Маршака, Н. Носова, В. Сутеева. 
Практически для всех детей 5 лет и старше показано чтение литературы приключенческой направленности. 
• Терапевтические сказки не надо использовать постоянно. Сказкотерапия как лекарство, нужно слушать по необходимости. Растолковывать мораль сказки не нужно. Психологи акцентируют внимание на том, что малыш должен сам делать соответствующие выводы. 
Сказкотерапия для дошкольников позволяет благоприятно воздействовать на поведение детей, а именно: 
• различать такие понятия, как добро и зло; 
• воспитывать положительные качества характера; 
• исправлять недостатки в поведении; 
• указывать, что ребенок в конкретной ситуации не прав, и научить его поступать правильно; 
• помочь создать доверительные отношения между детьми и родителями; 
• формировать связную речь;
 • развивать способность ребенка фантазировать. 
Особенно сказкотерапия как средство избавления от психологических проблем проводится, если в поведении малыша наблюдается агрессивность или нервозность, он не может что-то сделать или чего-то боится. С помощью данного метода можно легко определить, какие детские проблемы и переживания присутствуют, и каким образом можно их решить. 
Затем внимательно подобрать сказку для сказкотерапии для конкретной цели. Главный персонаж должен быть похож на малыша, например, внешним видом, чертами характера, местом проживания. После этого описать ситуацию, в которой данный персонаж совершает плохой поступок либо боится чего-то. 
Исследователи рекомендуют структурировать сказки по взятым отдельно детским проблемам: 
1. Сказки для детей, испытывающих страх темноты, страх перед врачом. 
2. Сказки для гиперактивных детей. 
3. Сказки для детей с агрессией. 
4. Сказки для детей с расстройством в поведении и физическими проявлениями: проблемы с мочевым пузырем, проблемы с едой. 
5. Сказки для детей, испытывающих проблемы в семейных отношениях, например, в случае развода родителей, а также появлении нового члена семьи. 
6. Сказки для детей при потере любимых животных и значимых людей. 
Примеряя роль главного героя на себя, ребенок во-первых: 
• четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения; 
• показывает, каким он видит решение проблем; 
• сам выпутывается из сложных жизненных коллизий, в которые попадает герой. 
Во-вторых, подбирая примеры сказок, мы можем: 
• акцентировать внимание ребенка на конкретной — сиюминутной ситуации; 
• корректно и доступно указать на ошибочность выбранной линии поведения; 
• помочь ему избавиться от той или иной привычки;
• показать, что существует и другая линия поведения — возможность добиться желаемого результата. 
Скажем, ребенок катастрофически боится темноты – найти или придумать мужественного героя, который одним своим взглядом и вздохом побеждает самые черные козни темного царства. Ребенок любит приврать, и ему уже никто не верит на слово? — рассказать сказку об овечьем пастушке и волках. Или же вместе с ним создать героя, который до того заврался, что забыл, как его зовут и пришлось врунишке заново знакомиться с собой и честным словом, чтобы найти свое место в жизни. 
Придумывая, а главное – детально обговаривая с малышом сказочные истории, в которых эгоистичные или подлые поступки имеют ярко негативную окраску, мы тем самым ненавязчиво и вместе с тем очень настойчиво формируем его неприятие таких качеств в себе. Сказка не ругает, не кричит, не читает какие-то непонятные взрослые морали, и не ставит в угол, она тактично воспитывает и дает ответ на любой вопрос! И вместе с тем помогаем крохе, обнаружившему в своем окружении несправедливость или обман, другие какие-то отрицательные качества, находить в себе силы противостоять им с достоинством и добром. 
В-третьих, сказкотерапия помогает укрепить связь между детьми и их родителями. Они же вместе творят волшебную историю — чудо. И только от их совместного решения зависит судьба героев! 
Пример сказки: 
Терапевтический эффект – снижение у ребенка страха темноты. 
Возраст детей: 4-6 лет 
Сказка «В темной норе» 
Два друга, Цыпленок и Утенок, пошли гулять в лес. По дороге они встретили Лисичку. Она пригласила друзей к себе в гости, в свою нору, пообещав угостить их вкусными сладостями. Когда малыши пришли к Лисичке, она открыла дверцу в свою норку и предложила им зайти первыми. 
Только переступили порог Цыпленок и Утенок, как Лисичка быстро закрыла дверь на замок и засмеялась: «Ха-ха-ха! Как ловко я вас обманула. Побегу я теперь за дровами, разожгу огонь, нагрею воды и брошу в нее вас, малышей. Вот уже вкусный супчик у меня будет». 
Цыпленок и Утенок, оказавшись в темноте и услышав насмешки Лисички, поняли, что попались. Цыпленок расплакался и стал громко звать свою маму, ведь ему было очень страшно в темноте. 
А Утенок, хотя тоже очень боялся темноты, не плакал, он думал. И вот, наконец, придумал! Утенок предложил цыпленку вырыть подземный ход. Они начали со всех сил разгребать лапками землю.Вскоре в небольшую щель проник лучик света, щель становилась все больше, и вот друзья уже были на свободе. 
-  Вот видишь, Цыпленок, - сказал маленький Утенок. - Если бы мы сидели и просто плакали от того, что нам страшно сидеть в темноте - Лисичка бы нас уже съела. Надо всегда помнить, что мы сильнее и умнее наших страхов, а потому легко сможем с ними справиться! Цыпленок и Утенок обнялись и радостные побежали домой. 
Пришла Лисичка с дровами, открыла дверь, заглянула в норку и замерла на месте от удивления. В норке никого не было. 
И еще о роли сказки в воспитании ребенка 
Сказка в жизни ребенка имеет большое значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни ребенка и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста. 
Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь. 
Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения. 
Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки доступен для ребенка, позволяет легко объяснить ему разницу между плохим и хорошим. 
Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека. 
Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно. 
Развивающий аспект 
Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки: 
• образное мышление; 
• активную речь;
• внимание; 
• умение связно выразить мысль; 
• творческие способности и фантазию; 
• все виды памяти; 
• умение правильно использовать мимику. 
Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так, благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры.
Многочисленные варианты использования литературного материала дают ребенку возможность полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Каждый малыш чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира. 
Психологи рекомендуют использовать сказки для решения многих психологических проблем. Существует прекрасная методика сказкотерапии, которая позволяет ребенку почувствовать себя увереннее, расстаться с комплексами, внутренне измениться. Малыш будет идентифицировать себя с тем сказочным персонажем, который наиболее близок ему по нравственным и личностным качествам. А это бесценный материал для работы воспитателя, психолога или внимательного, любящего родителя. 
Заключение 
Ребенок появляется на свет не злым, и не добрым. Каким он будет расти человеком, зависит от окружающих, рядом находящихся, от того, как его будут воспитывать, чему его будут учить, какие усилия для этого будут прикладывать. 
В ситуации с особенно капризными, конфликтными и даже агрессивными детьми другая терапия кроме сказки может оказаться бесполезной, а силовые приемы для формирования их послушания зачастую бывают провальными. Сказка же помогает формировать положительные черты характера и развивает силу воли, и намного эффективнее, чем наказание или лишение чего-либо. 
Другими словами, сказкотерапия подразумевает коррекцию поведения посредством сказочного повествования. Интересная история настолько увлекает любого ребенка, что он на бессознательном уровне начинает принимать правильные типы поведенческих реакций и примерять их на себя, уникальный шанс без вреда для себя пережить различные ситуации из жизни. При применении скрытого в сказках опыта прошлых поколений, дети могут проникнуть в свой собственный мир переживаний и чувств. Это и является главной особенностью данной терапии, которая позволяет добиться огромных успехов в работе с малышами, нуждающимися в психологической и логопедической помощи 
Благодаря сказкотерапии у ребенка формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, так же ребенок освобождается от негативных эмоций, ориентируется в окружающей обстановке, осознает свои сильные и слабые стороны, развивается самооценка и самоконтроль. 
Сказка как ничто другое помогает создать воспитанную, самостоятельную и здоровую личность. 
Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. 
В своей работе с детьми стараюсь использовать элементы сказкотерапии. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через использование сказки, её сюжета -   можно решать многие коррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов. Педагогам в своей работе необходимо использовать сказкотерапию, потому что многие дети, которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе её благоприятное влияние на подсознательном уровне. Ребёнок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказкам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными героями. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» – нормы и правила поведения.
Сказки имеют большой психологический смысл и обладают большой привлекательностью и ценностью для ребенка. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Поэтому мы знакомили детей с русскими народными сказками, читая книги, разыгрываем театральные сценки, а так же  заучивали наизусть стихи о героях сказок : «Мишка», «Зайка»; Читали потешки «Идет коза рогатая», «Петушок», «Сорока — сорока». Дети их не только рассказывали наизусть, но и сопровождали рассказ движениями по тексту. Наше знакомство со сказками так же проходило через их драматизацию с использованием театров «Настольный театр», «Театр живой руки». Театральная деятельность очень важна в развитие речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирование выразительности речи ребенка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу: познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Не редко мы читаем русские народные сказки. Одежда, посуда, избы, русская печь все это всплывает в воображении как яркие атрибуты русского народа. Знакомя с русскими народными сказками, используем изобразительную деятельность. Мы рисуем не только карандашами и красками, а также используем нетрадиционные методы рисования (пальчиками, отпечатки листьев, пластилином и прочее). Изученный материал лучше усваивается, если его изобразить на листе бумаги.
Таким образом, можно сделать вывод, что сказкотерапия это замечательный метод, помогающий развитию ребёнка, он снимет стресс, а также помогает наладить контакт: мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»