Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация двигательной деятельность в образовательном
процессе детского сада в соответствии с ФГОС ДО

 
Козлова Людмила Петровна,
инструктор по физической культуре
ГБДОУ детский сад № 8
Выборгского района Санкт-Петербурга
 
Федеральный государственный образовательный стандарт решает ряд задач направленных на физическое развитие дошкольников. Главной задачей является - охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Двигательная деятельность – форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции.
Двигательная активность - это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Маленький ребенок - деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Движение - это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Именно в дошкольном детстве формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития. Здесь уместно вспомнить известное высказывание Н.А. Бернштейна: "Психика формируется в движении". Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений - один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.
Движения, даже самые  простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, формируют самооценку, способствует формированию здорового образа жизни. Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего, она способствует формированию таких положительных личностных  качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержке,  чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях.
Таким образом, двигательная деятельность является средством разностороннего развития детей.
Виды двигательной деятельности
  • Гимнастика
- основные движения (ходьба, бег, метание, прыжки, лазание, равновесие);
- общеразвивающие упражнения;
- строевые упражнения;
- танцевальные упражнения
  • Игры
- подвижные;
- с элементами спорта
  • Спортивные упражнения
- летние (плавание, катание на велосипеде, самокате, роликовых коньках);
- зимние (ходьба на лыжах, катание на коньках, на санках, скольжение по ледяным дорожкам)
  • Простейший туризм
- пешеходный;
- лыжный;
- велосипедный
Двигательная деятельность детей дошкольного возраста осуществляется в разных формах двигательного режима:
1. Физкультурные занятия
2. Занятия по плаванию
3. Утренняя гимнастика
4. Физкультминутки, физкультурные паузы
5. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
6. Оздоровительный бег
7. Гимнастика после дневного сна
8. Закаливающие мероприятия
9. Индивидуальная работа по развитию движений
10. Самостоятельная двигательная деятельность
11. Физкультурные досуги, праздники, дни здоровья
12. Домашние занятия по физкультуре
13.Секционно – кружковая работа
Утренняя гимнастика является одной из основных форм обеспечения двигательного режима дошкольников в детском саду.
Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм ребенка положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом. Во время утренней гимнастики решаются задачи физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания, формируются необходимые двигательные навыки, красота точность движений, развиваются быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, укрепляется здоровье.
Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. И все-таки не должно быть гимнастики по принуждению. Вот несколько советов по проведению утренней гимнастики с детьми:
1. Никакой заорганизованности, строгих правил и требований дисциплины! Следует обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений.
2. Помнить, что гимнастика – это не только и не столько физкультурное мероприятие, сколько специально предусмотренный режимный момент, где сосредоточен целый комплекс воздействий на разностороннее развитие детей (движение, музыка, ритмы, эстетика окружения, пособий, общение, игра).
3. Использовать разные формы проведения гимнастики.
Формы проведения утренней гимнастики.
Наиболее распространенными в практике дошкольных учреждений являются:
1. Традиционная гимнастика с использованием общеразвивающих упражнений.
2. Обыгрывание какого-либо сюжета («На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробышки», «Медвежата» и т.д.).
3. С использованием игр. Игровые комплексы – 3-4 подвижные игры с  разными движениями и различной подвижности (средней – в начале занятия, средне-большой – в середине, малой – в конце).
4. Использование элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов.
5. Оздоровительный бег. Проводится на воздухе во время приема детей (подгруппами 5-7 человек). Вначале детям предлагается короткая разминка, состоящая из 3-4 упражнений общеразвивающего характера. Затем делается пробежка со средней скоростью на расстояние 100-300 м (один-два раза в чередовании с ходьбой) в зависимости от индивидуальных возможностей детей и времени года. В конце предлагаются дыхательные упражнения.
6. Использованием полосы препятствий (например: пройти по кирпичикам, перешагивая и перепрыгивая через них, вбежать на наклонный мостик и спрыгнуть с него, подлезть под дуги разных размеров, прокатить цилиндр, попрыгать на батуте и т.д. В конце предлагаются дыхательные упражнения).
7. С использованием простейших тренажеров. Включены упражнения общеразвивающего воздействия с использованием простейших тренажеров (гантели, детские экспандеры, резинки и др.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля» и др.). В заключении предлагаются дыхательные упражнения.
8. Гимнастика-экспромт.
Общеразвивающие упражнения подбираются для всех групп мышц из разных исходных положений, разной интенсивности, темпа, с различными пособиями и ритмично – музыкальным сопровождением, в разных построениях. Кроме того, они должны быть интересными для детей.
Обычно комплекс общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики берется из физкультурных занятий и повторяется 1-2 недели.
Местом проведения утренней гимнастики: спортивный зал, музыкальный зал, групповая комната, участок детского сада.
Одежда. Дети занимаются в облегченной одежде, не стесняющей движения и дыхание. Нет смысла переодеваться в физкультурную форму, так как продолжительность гимнастики невелика, особенно для детей младшего возраста (5-6 минут). Обувь для занятий должна быть легкой – чешки, спортивные тапки. Допускается выполнение упражнений в носках при условии, что поверхность пола не скользкая. Если нет медицинских противопоказаний и в помещении комфортные условия – теплый пол, дети могут заниматься босиком.
Структура проведения утренней гимнастики.
1. Вводная часть (разминка). Используются любые легкие разминочные упражнения (различные виды ходьбы, бега, прыжков и т.д.).
2. Основная часть. Включает в себя общеразвивающие упражнения (3-7 в зависимости от возраста детей) или другие виды физических упражнений: танцевально-ритмические, хороводные, подвижные игры и т.д. В конце основной части даются интенсивные упражнения для нагрузки (прыжки, бег).
3. Заключительная часть. В ней проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.
Особенности организации.
  • 1 младшая группа (2-3 года)
Длительность: 4-5 минут
Количество упражнений: 3-4
Дозировка упражнений: 4-5
Продолжительность бега без перерыва: 10-15 сек
Дозировка прыжков: 8-10 раз
  • 2 младшая группа (3-4 года)
Длительность: 5-6 минут
Количество упражнений: 4
Дозировка упражнений: 4-5
Продолжительность бега без перерыва: 10-15 сек
Дозировка прыжков: до 10-15 раз
  • Средняя группа (4-5 лет)
Длительность: 6-8 минут
Количество упражнений: 4-5
Дозировка упражнений: 5-6
Продолжительность бега без перерыва: 20-25 сек
Дозировка прыжков: 15-20 (1-2раза)
  • Старшая группа (5-6 лет)
Длительность: 8-10 минут
Количество упражнений: 5-6
Дозировка упражнений: 6-8
Продолжительность бега без перерыва: 35-40 сек
Дозировка прыжков: 20-30 (1-2раза)
  • Подготовительная группа (6-7 лет)
Длительность: 10 минут
Количество упражнений: 6-8
Дозировка упражнений: 6-10
Продолжительность бега без перерыва: до 1мин
Дозировка прыжков: Не менее 30 раз
Список литературы:
1. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада. – М., «Просвещение», 2013 г.
2. Харченко Т.Е. Утренняя зарядка для дошкольников.//Дошкольное воспитание -№3-2016г.
3. Шишкина В.А., М.В. Мащенко. Какая физкультура нужна дошкольнику? — Мозырь: Белый ветер, 2015г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»