Взаимодействие детского сада и семьи в условиях
реализации основной образовательной программы
дошкольного образования
Капранова Марина Николаевна,
старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 67
Приморского района Санкт-Петербурга
Детский сад – первое воспитательное учреждение, социальный институт с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От взаимодействия детского сада и семьи зависит успешное развитие ребенка.старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 67
Приморского района Санкт-Петербурга
Происходящее в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи.
Так, в соответствии со статьей 3 п.10 Федерального закона «Об образовании РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 родители (законные представители) обучающихся (воспитанников) являются участниками образовательных отношений наряду с обучающимися, педагогическими работниками и их представителями, организациями, осуществляющими образовательную деятельность. А в статье 3 п.10 подчеркивается, что демократичный характер управления образованием невозможен без обеспечения прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями, в частности в процессе проектирования и реализации основной образовательной программы.
Основные положения закона в отношении взаимодействия семьи и образовательной организации конкретизированы в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013). В вопросах взаимодействия ДОУ с семьей ФГОС ДО пропагандирует «личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия родителей, педагогических работников и детей», «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Поэтому от любого дошкольного учреждения требуется приложить усилия для детальной проработки этого звена в образовательном процессе.
От совместного взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка, повышение эффективности образовательного процесса. Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей. Активное участие семьи в педагогическом процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребёнка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в жизни детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Основным препятствием развитию этих взаимоотношений является низкая активность родителей в воспитательно-образовательном процессе и трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ в силу высокой загруженности на работе, нехватки свободного времени.
Источником помощи может стать дошкольное учреждение при условии установления между воспитателями и родителями доверительного сотрудничества и взаимодействия. Условием действенного взаимодействия коллектива педагогов детского сада и семьи выступает педагогическая культура воспитателей и педагогическое просвещение родителей, использование форм сотрудничества, которые обостряют интерес родителей к совместному решению проблем воспитания.
Общение воспитателей и родителей дают большие возможности для целенаправленного и систематического ознакомление семьи с задачами, содержанием и методами воспитания в детском саду. Организованное общение и обмен опытом семейного воспитания повышает интерес каждой семьи к вопросам воспитания.
Исследования последних лет показывают, что педагоги избегают общения с родителями по следующим причинам:
1. Не желание родителей включаться в проблемы образовательного процесса детского сада, в связи с низкой педагогической компетентностью в вопросах воспитания, развития и образования детей;
2. Низкая коммуникативная культура педагога в общении с родителями;
3. Отсутствие использования современных форм включение родителей в образовательный процесс группы;
Таким образом, существует ряд проблем требующих разрешения с позиции взаимодействия педагогов и семьи. Важно подчеркнуть, что осознанное включение родителей в единый совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. Необходима разработка удобного и результативного механизма работы с семьей, который поможет педагогам и родителям стать партнерами в процессе решения задач воспитания, развития и обучения детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В своем дошкольном учреждении мы осуществляем постоянное взаимодействие с родителями: активное вовлечение родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Мы считаем, необходимо заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Например, как: вечера вопросов и ответов, круглый стол, совместные неформальные праздники и развлечения, родительские клубы по интересам, выставки совместных работ родителей и детей, тренинги, где воспитатели помогают родителям проявить свою родительскую активность, научиться ориентироваться в различных педагогических ситуациях, находить оптимальные решения.
В одной из старших групп нашего детского сада на родительском собрании, в начале года, был поставлен вопрос о том, как можно разнообразить жизнь детей в детском саду, сделать её более интересной? Одна из мам предложила организовать родительские встречи, на которых они могли бы делиться своими интересами – «родительский мастер класс».
Этот вид деятельности имеет ряд характерных особенностей.
- необходимо выяснить, чем родитель готов поделиться, хочет ли он вообще в этом участвовать.
- необходимо родителя подготовить к проведению мастер класса, ведь дома происходит общение с одним, двумя детьми, реже тремя, в группе их гораздо больше.
- необходимо продумать действия в ситуации, когда мама готова участвовать, а ребенок категорически не хочет, чтобы его мама общалась с другими детьми.
Такой подход, позволяет родителям посмотреть на деятельность воспитателя другими глазами, начинают понимать трудности, с которыми сталкивается педагог в течении дня в работе с детьми. Необычно чувствуют себя и дети в данной обстановке. Ведь их мама не просто пришла в «гости», а превратилась в воспитателя. Они гордятся своими родителями, начинают чувствовать себя значимыми в беседе со сверстниками.
Темы выбранных вместе с родителями встреч помогают нам успешно реализовать направление ФГОС ДО:
- познавательная (экскурсии, беседы, знакомство с видами художественного труда);
- художественно-эстетическая (освоение навыков и умений в художественном творчестве оригинальных технологий);
- социально - коммуникативная (дети узнают информацию о новых профессиях, происходит формирование основ культуры поведения, речевого этикета, формы взаимодействия);
- развитие речи (обогащение словаря, формирование связной, грамматически правильной речи);
- физическое развитие (развитие мелкой и общей моторики, создание положительного психоэмоционального состояния).
Педагоги нашего учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенное и интересное. С одной стороны мы сохраняем все лучшее и проверенное временем, а с другой – ищем и стремимся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Необходимо отметить такой большой ресурс – как интернет. Воспитатели и родители создают сообщества, в которых создаются темы для обсуждений. Это играет большую роль в работе с родителями. Не всегда можно прийти на встречу родительского клуба, не всегда можно прийти на открытое занятие. А современные технологии позволяют родителям, которые работают допоздна быть в курсе событий.
Для родителей, на сайте нашего детского сада, регулярно вывешивается информация о действующих конкурсах разного статуса, внутри ДОУ, городского, всероссийского, международного уровня, где они могли бы принять участие со своими детьми. Хочется отметить, участие в третьем ежегодном городском конкурсе «Петербургская семья», вызвал большой интерес среди родителей нашего детского сада. В конкурсе приняло участие пять семей, по разным номинациям. Таким образом, можно отметить высокую активность родителей и желания сотрудничать с детским садом.
В заключении хочется сказать, представленные формы работы помогают педагогам и родителям стать активными участниками образовательного процесса в условиях реализации основной образовательной программы нашего детского сада.