Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Взаимодействие детского сада и семьи в условиях
реализации основной образовательной программы
дошкольного образования

Капранова Марина Николаевна,
старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 67
Приморского района Санкт-Петербурга
Детский сад – первое воспитательное учреждение, социальный институт с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое  просвещение. От взаимодействия детского сада и семьи зависит  успешное развитие ребенка.
Происходящее  в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования  к характеру и качеству  отношений  образовательных учреждений  и семьи.
    Так, в соответствии со статьей 3 п.10 Федерального закона «Об образовании РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 родители (законные представители) обучающихся (воспитанников) являются участниками образовательных отношений наряду с обучающимися, педагогическими работниками и их представителями, организациями, осуществляющими образовательную деятельность. А в статье 3 п.10 подчеркивается, что демократичный характер управления образованием невозможен без обеспечения прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями, в частности в процессе проектирования и реализации основной образовательной программы.
   Основные положения закона в отношении взаимодействия семьи и образовательной организации конкретизированы в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования  (Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013). В вопросах взаимодействия ДОУ с семьей ФГОС ДО пропагандирует «личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия родителей, педагогических работников и детей», «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Поэтому от любого дошкольного учреждения требуется приложить усилия для детальной проработки этого звена в образовательном процессе.
  От  совместного взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка, повышение эффективности образовательного процесса.  Родители и педагоги  являются партнерами в воспитании и обучении детей. Активное участие семьи в педагогическом  процессе позволяет повысить качество образования детей, так как  родители лучше знают возможности  своего ребёнка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.
Сегодня все специалисты признают важность  привлечения родителей  к участию в жизни детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей  и родителей существует определенная дисгармония.     Основным препятствием  развитию этих взаимоотношений  является низкая активность  родителей в воспитательно-образовательном процессе и  трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ в силу высокой  загруженности на работе, нехватки свободного  времени.
Источником помощи может стать дошкольное учреждение  при условии установления  между воспитателями и родителями  доверительного сотрудничества  и взаимодействия. Условием действенного  взаимодействия  коллектива педагогов детского сада и семьи  выступает педагогическая культура  воспитателей  и педагогическое  просвещение  родителей, использование  форм сотрудничества, которые обостряют интерес  родителей  к совместному решению  проблем воспитания.
Общение воспитателей и родителей  дают большие возможности  для целенаправленного и систематического  ознакомление семьи  с задачами, содержанием и методами  воспитания  в детском саду. Организованное  общение  и обмен опытом семейного воспитания  повышает интерес каждой  семьи к вопросам воспитания.
Исследования последних лет показывают,  что педагоги  избегают  общения с родителями  по следующим причинам:
1. Не желание родителей  включаться  в проблемы образовательного  процесса  детского сада, в связи  с низкой педагогической компетентностью в вопросах воспитания, развития и  образования детей;
2. Низкая коммуникативная  культура педагога  в общении с родителями;
3. Отсутствие  использования современных форм  включение родителей  в образовательный процесс группы;
Таким образом, существует ряд проблем требующих  разрешения с позиции взаимодействия  педагогов и семьи. Важно подчеркнуть, что осознанное включение родителей  в единый совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. Необходима разработка удобного и результативного механизма работы с семьей, который поможет педагогам и родителям стать партнерами в процессе решения задач  воспитания, развития и обучения детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В своем дошкольном учреждении мы осуществляем  постоянное взаимодействие  с родителями: активное вовлечение родителей  в жизнь детского сада, участие их в развивающей  образовательной работе с детьми.  Мы считаем, необходимо  заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Например, как: вечера вопросов и ответов,  круглый стол, совместные неформальные праздники и развлечения,  родительские клубы по интересам,  выставки совместных работ родителей и детей, тренинги, где воспитатели помогают родителям проявить свою родительскую активность, научиться ориентироваться  в различных педагогических ситуациях, находить оптимальные решения.
В одной из старших групп нашего детского сада на родительском собрании,  в начале года, был поставлен вопрос о том, как можно разнообразить жизнь детей в детском саду, сделать её более интересной? Одна из мам предложила организовать родительские встречи, на которых они могли бы делиться  своими интересами – «родительский мастер класс».
Этот вид деятельности имеет ряд характерных особенностей.
  • необходимо выяснить, чем родитель готов поделиться, хочет ли он вообще в этом участвовать.
  • необходимо родителя подготовить  к проведению мастер класса, ведь дома  происходит общение с одним, двумя детьми, реже тремя, в группе их гораздо больше.
  • необходимо продумать действия в ситуации, когда мама готова участвовать, а ребенок  категорически не хочет, чтобы его мама общалась с другими  детьми.
Важно продумать, психологическую подготовку родителя, продумать ход мероприятия, как разместить детей,  какими словами лучше объяснять детям. Важно помнить, что родитель не педагог. Общение с детьми построено на интуициях и чувствах, чаще всего не подкреплено знаниями  психологии и педагогики. Все участники общения меняются ролями:  родители становятся педагогами, педагоги слушателями.
Такой подход, позволяет родителям посмотреть на деятельность воспитателя  другими глазами, начинают понимать трудности, с которыми сталкивается педагог в течении дня  в работе с детьми. Необычно чувствуют себя и дети в данной обстановке. Ведь их мама не просто пришла в «гости», а превратилась в воспитателя. Они гордятся своими родителями, начинают чувствовать себя значимыми в беседе со сверстниками.
 Темы выбранных вместе с родителями встреч помогают нам  успешно реализовать направление ФГОС ДО:
  • познавательная  (экскурсии, беседы, знакомство с видами художественного труда);
  • художественно-эстетическая (освоение навыков и умений  в художественном творчестве оригинальных технологий);
  • социально - коммуникативная (дети узнают информацию  о новых профессиях, происходит формирование  основ культуры поведения,  речевого этикета, формы взаимодействия);
  • развитие речи (обогащение словаря, формирование связной, грамматически правильной  речи);
  • физическое развитие (развитие мелкой и общей моторики, создание положительного  психоэмоционального состояния).
Таким образом, во время проведения такой работы произошли следующие изменения в общении родителей, детей и педагогов: объединение коллектива; родители стали интересоваться жизнью группы; появилось большее доверие  родителей к советам педагогов; дети стали чаще  рассказывать о том, что дома они делают с родителями; повысился статус некоторых детей группы.
Педагоги нашего учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было  насыщенное и интересное. С одной стороны мы сохраняем все лучшее и проверенное временем, а  с другой – ищем и  стремимся внедрять новые, эффективные формы  взаимодействия с семьями воспитанников.
Необходимо отметить такой большой ресурс – как интернет. Воспитатели и родители создают сообщества, в которых создаются темы для обсуждений. Это играет большую роль в работе с родителями. Не всегда можно прийти на встречу родительского клуба, не всегда можно прийти на открытое занятие. А современные технологии позволяют  родителям, которые работают допоздна быть в курсе событий.
Для родителей, на сайте нашего детского сада, регулярно вывешивается информация  о действующих конкурсах разного статуса, внутри ДОУ,  городского, всероссийского, международного уровня,  где они  могли бы  принять участие со своими детьми. Хочется отметить,   участие в третьем ежегодном   городском конкурсе «Петербургская семья», вызвал большой интерес среди родителей нашего детского сада.  В конкурсе приняло участие пять семей, по разным номинациям. Таким образом, можно отметить высокую активность родителей и  желания сотрудничать с детским садом.
В заключении хочется сказать, представленные формы работы  помогают педагогам  и родителям  стать активными участниками образовательного процесса  в условиях реализации основной образовательной программы нашего детского сада.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»