Нестандартное рисование в детском саду
Елистратова Светлана Ивановна
Это правда! Ну что же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне …
Э .Успенский
Дошкольное детство- очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Изобразительная деятельность приносит много радости детям. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне, с самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве.Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне …
Э .Успенский
В начале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим « художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотелом стекле, палочкой на песке, мелком на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой разлитой на столе, составляют изображение пуговицами или бусинками взятыми в бабушкиной шкатулке. То есть всем тем, что может оставить видимый след. При этом дети не только отражают, что видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами , предметами.
Становясь постарше, дошкольники приобретают простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и свойствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В это время можно сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками, включающими необычные средства изображения: коктельную трубочку, парафиновые свечи, расческу, зубную щетку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное рисование развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями детей. Так, например начинать работу в этом направлении можно с таких техник, как рисования пальчиками, ладошками, обрыванием бумаги, но чем старше становятся дети эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии, «набрызг», « отпечатки», « тиснение» и т.п.
Изобразительная деятельность приносит много радости детям. Потребность рисования заложена у детей на генетическом уровне: копируя окружающий мир , они изучают его.
Примеры нестандартного рисования
- « Набрызги»
- «Расчесывание краски»
- « Рисование поролоном»
- « Рисование штрихом»
- Рисование методом «тычка»
- «Рисование нитками»
чтобы нитки приклеились. Вместо клея можно использовать двусторонний скотч, который взрослый наклеивает по нарисованному ребенком контуру, а нитки легко приклеиваются на липкую основу.
- Рисование музыки
- Рисование солью
- Граттаж
Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою наносится тушь,в которую добавлено несколько капель жидкого мыла. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета или нанести пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение будет цветным. Когда основа высохнет, заостренной палочкой рисунок процарапывается до слоя краски. Основу под граттаж выполняет взрослый, так как процесс трудоемкий, требует терпения и затраты времени. Но работа на необычной поверхности вызывает интерес к такому нетрадиционному способу изображения.
- Смешивание красок
Краски смешиваются на палитре или на белой керамической плитке, тарелочке. Кладут небольшими порциями, начиная с наиболее светлого тона, а затем вводя темный цвет и тщательно промешивая краски между собой, и, только добившись нужного оттенка , можно рисовать на бумаге.
- Кляксография