Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Нестандартное рисование в детском саду

Елистратова Светлана Ивановна
 
Это правда! Ну что же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне …
Э .Успенский 
Дошкольное детство- очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный мир. Чем разнообразнее  детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные  возможности и первые проявления творчества. Изобразительная  деятельность приносит много радости детям. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне, с самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве.
В начале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим « художникам». На раннем этапе им иногда не нужны  краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотелом стекле, палочкой на песке, мелком на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой разлитой на столе, составляют изображение пуговицами  или бусинками взятыми  в бабушкиной шкатулке. То есть всем тем, что может оставить видимый след. При этом дети не только отражают, что видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами , предметами.
Становясь постарше, дошкольники приобретают простейшие умения  и навыки рисования традиционными способами и свойствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В это время можно сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в  изобразительном  искусстве нетрадиционными техниками, включающими необычные средства изображения: коктельную  трубочку, парафиновые свечи, расческу, зубную щетку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное рисование развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями детей. Так, например начинать работу в этом направлении можно с таких техник, как рисования пальчиками, ладошками, обрыванием бумаги, но чем старше становятся дети эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии, «набрызг», « отпечатки», « тиснение» и т.п.                     
Изобразительная деятельность приносит много радости детям. Потребность рисования заложена у детей на генетическом уровне: копируя окружающий мир , они изучают его.
Примеры нестандартного рисования
  • « Набрызги»
Краски нужного цвета развести в блюдечке с водой, обмакнуть в краску зубную щетку. Направить щетку на лист бумаги, резко провести по ней карандашом (палочкой)по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.
  • «Расчесывание краски» 
Это прием рисования , при котором специальным гребешком, стекой  с зубчиками или обыкновенной вилкой проводят  по мокрой краске  или процарапывают  по ней прямые и волнистые линии, длинные или короткие. Это придает  объем рисунку  и необычную структуру изображаемым объектам.
  • « Рисование поролоном»
Хорош для рисования кусочек поролоновой губки . Им можно как размазывать краску по бумаге ,так и промакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень  подходит при изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.).  
  • « Рисование штрихом»
 Этот прием рисования называется « Чиркать», карандаш прижимается к бумаге , по мере движения нажим ослабляется, и кончик карандаша отрывается от листа, оставляя на нем видимый след, так называемый  штрих. Штрих – это линия, черта, проведенная одним движением руки, короткая или длинная, тонкая или толстая и т.д.
  • Рисование методом «тычка»
Для этого метода достаточно взять какой – либо предмет (например, ватную палочку), отпустить его в краску и  ударить им по листу  сверху  вниз. Будет оставаться четкий, определенной формы отпечаток. Если тычок делать целенаправленно, например по готовому контуру и внутри  него, то изображаемый объект получится интересной, неоднородной фактуры. Ритмично нанося тычок, можно нарисовать падающий снег, украсить готовый силуэт предмета, состоящий из одинаковых элементов.  
  • «Рисование нитками»
Первоначально на листе плотной белой или тонированной бумаги (цветном картоне) простым карандашом рисуется контур будущего рисунка, по готовому силуэту нарисованного объекта наносится клей ПВА из флакона  с дозированным носиком, а затем цветными нитками выкладывается изображение. Данный способ рисования требует просыхания композиции,
чтобы нитки приклеились. Вместо клея можно  использовать двусторонний скотч, который взрослый наклеивает  по нарисованному ребенком контуру, а нитки легко приклеиваются на липкую основу.
   
  • Рисование музыки
Если представить, что звукам соответствуют определенные цвета, а сочетаниям звуков - определенные пятна, то можно  нарисовать музыку  в виде свободного изображения линий, пятен, разнообразных узоров. При этом эстетические ощущения  приблизят детей к миру музыки и научат их воспринимать  и ощущать искусство  изнутри. 
  • Рисование солью
Нарисованный краской рисунок посыпается солью, соль пропитывается краской, и  после высыхания получается необычная структура  эффект  зернистости придает объемность и изображению.  
  • Граттаж
Способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом.
Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою наносится тушь,в которую добавлено несколько капель жидкого мыла. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета  или нанести пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение будет цветным. Когда основа высохнет, заостренной палочкой рисунок процарапывается  до слоя краски. Основу под граттаж  выполняет взрослый, так как  процесс трудоемкий, требует терпения и затраты времени. Но работа на необычной поверхности вызывает интерес  к такому  нетрадиционному способу изображения.
  • Смешивание красок
Это удивительное превращение одних цветов в другие. При смешивании трех основных  цветов (красного, синего, желтого) можно получить новые, а при добавлении в краски белой и черной – разные оттенки исходного цвета.
Краски смешиваются на палитре или на  белой керамической плитке,  тарелочке. Кладут небольшими порциями, начиная  с наиболее светлого тона, а затем вводя темный цвет и тщательно промешивая  краски  между собой, и, только добившись нужного оттенка , можно рисовать на бумаге.
  
  • Кляксография
Основой данной техники рисования является клякса. В понимании  многих клякса ассоциируется с неряшливостью, неаккуратностью. Задачей данного вида рисования является понимание детьми симметричности- зеркального оттиска половинки рисуемого объекта. Если сложить лист пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно приложить другую сторону, то получатся необычные, причудливые узоры. Можно постараться рассмотреть в них  деревья, цветы, водоросли. Для начала пробуем работать  с одной краской, потом с несколькими.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»