Игра как ведущий метод обучения детей дошкольного
возраста безопасному поведению на дорогах
Шутова Маргарита Леонидовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 12,
Россия, Санкт-Петербург
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, в том числе и в дорожно-транспортной обстановке.воспитатель ГБДОУ детский сад № 12,
Россия, Санкт-Петербург
Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий становятся именно дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах. Приводят к этим нарушениям элементарное незнание «Правил дорожного движения» и безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге. Другой причиной является то, что дошкольники еще в должной степени не умеют управлять своим поведением, у них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу.
С каждым годом расширяется инфраструктура нашего города и на улицах увеличивается поток транспорта. Пешеходы не всегда чувствуют себя в безопасности, а в числе пешеходов и дети. Ребенок – это исследователь, которого интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает в опасные для жизни ситуации.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры поведения на дороге. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров, к ним нельзя подходить с той же меркой, что и к взрослым. Ведь для них дословная трактовка «Правил дорожного движения» неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов на доступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления и затрудняет процесс обучения и воспитания.
Важно с раннего возраста прививать детям безопасное поведение на улице и знакомить с «Правилами дорожного движения». А для этого необходимо, чтобы родители, дошкольные учреждения, а в дальнейшем и школа принимали в этом активное участие.
Учитывая возраст детей – дошкольников, следует знакомить их с правилами безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные и сюжетно-ролевые игры на площадках по ППД и с помощью других форм и методов работы.
Привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.
Изучение «Правил дорожного движения» и формирование у детей осознанного желания выполнять их является одной из главных задач на сегодняшний день, так как безопасность дорожного движения на данный момент одна из достаточно важных городских проблем. С увеличением количества автомобилей на дорогах возрастает число дорожно-транспортных происшествий, к сожалению, и с участием детей дошкольного возраста. Нередко ребенок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге, отчего и относится к «Правилам дорожного движения» без должного внимания. Как следствие возникает противоречие: с одной стороны необходимо формировать у воспитанников культуру безопасного поведения на дороге, устойчивую мотивацию и ответственное отношение к сохранению здоровья своего и окружающих, с другой стороны недостаточность практических навыков безопасного поведения на дорогах тормозит эти процессы.
Из данного противоречия вытекает следующая проблема: какие педагогические средства необходимо использовать в образовательной практике, чтобы дети более глубоко осознавали логику безопасных действий?
Главная цель работы по данному направлению заключается в формировании у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах и улицах нашего города. Исходя из цели, можно определить следующие задачи:
* усвоение детьми первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
* формирование у дошкольников качественно новых двигательных навыков и бдительного отношения к окружающей обстановке;
* развитие у воспитанников способности предвидеть возможную опасность в конкретной постоянно меняющейся ситуации и построению безопасного адекватного поведения.
С чего же начать? Как научить наших детей правилам дорожного движения? А начинать нужно, прежде всего, с эмоционального настроя дошкольников, который сформируют различные игры по ПДД. Главное, чтобы все они соответствовали возрасту и детским возможностям, увлекали детей, способствовали развитию творческой смекалки и сообразительности дошкольников. Работа по обучению детей правилам дорожного движения – это неотъемлемая часть занятий по ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности, игр, прогулок.
В своей практике для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения необходимо активно использовать дидактические игры, которые помогают знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге. Подбирать игры необходимо из детских возможностей, т.е. такие, чтобы дети действительно увлеклись, и во время игры выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей.
Обучая детей игровым правилам, действовать как руководитель и как ее участник. Играя, ребенок усваивает те или иные сведения, применяет ранее усвоенные знания. Повторность действий в игре способствует формированию навыков и умений. Учитывается тот факт, чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче будут усваиваться правила дорожного движения. Результат игры, является показателем уровня достижения детей в усвоении знаний, в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре.
Безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, поэтому главной задачей считаю стимулирование развития самостоятельности и ответственности.
Работа по изучению правил дорожного движения обязана проводиться в тесном контакте с родителями, им необходимо объяснить о том, насколько важно научить детей самостоятельности при передвижении по улице. Родителям старших дошкольников с этой целью можно дать поручение: в игровой форме, но с конкретной, понятной ребенку целью. К примеру, «Давай, сегодня по дороге домой я буду твоей дочкой, а ты моей мамой» - говорит мама ребенку, « Но для начала расскажи мне подробно, по какой стороне тротуара нужно идти, где мы будем переходить дорогу?». В этом случае ребенок будет действовать под контролем и в сопровождении взрослого. Выполнение подобных заданий ставит перед ребенком определенную цель, закрепляет знание правил передвижения по улице, развивает наблюдательность, необходимость подумать, представить, мысленно разбить путь на небольшие отрезки, определить расположение ориентиров и обозначить их словом.
Наглядные примеры, с которыми сталкиваются дети в процессе своего общения с дорогой, значительно сильнее знаний теории, которые они получают во время обучения. Моделируя реальные ситуации и действия, игра выступает мощным средством обучения, позволяющим на практике избежать негативного влияния окружающего мира.