К вопросу о сотрудничестве педагогов и родителей
в условиях реализации ФГОС ДО
Капранова Марина Николаевна,
старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 67
Приморского района Санкт-Петербурга
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи.старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 67
Приморского района Санкт-Петербурга
Так в соответствии со статьей 3 п.10 Федерального закона «Об образовании РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012 родители (законные представители) обучающихся (воспитанников) являются участниками образовательных отношений наряду с обучающимися, педагогическими работниками и их представителями, организациями, осуществляющими образовательную деятельность. А в статье 3 п.10 подчеркивается, что демократичный характер управления образованием невозможен без обеспечения прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями, в частности в процессе проектирования и реализации основной образовательной программы.
Основные положения закона в отношении взаимодействия семьи и образовательной организации конкретизированы в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013). В вопросах взаимодействия ДОУ с семьей ФГОС ДО пропагандирует «личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия родителей, педагогических работников и детей», «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Поэтому любому дошкольному учреждению требуется приложить усилия для детальной проработки этого звена в образовательном процессе.
От совместного взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка, повышение эффективности образовательного процесса. Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей. Активное участие семьи в педагогическом процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребёнка и заинтересованы в его дальнейшем продвижении.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в жизни детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Основным препятствием развитию этих взаимоотношений является низкая активность родителей в воспитательно-образовательном процессе и трудность их привлечения к участию в мероприятиях ДОУ в силу высокой загруженности родителей на работе, нехватки свободного времени.
Источником помощи может стать дошкольное учреждение при условии установления между воспитателями и родителями доверительного сотрудничества и взаимодействия. Условием действенного взаимодействия коллектива педагогов детского сада и семьи выступает педагогическая культура воспитателей и педагогическое просвещение родителей, использование форм сотрудничества, которые обостряют интерес родителей к совместному решению проблем воспитания.
Общение воспитателей и родителей дает большие возможности для целенаправленного и систематического ознакомления семьи с задачами, содержанием и методами воспитания в детском саду. Организованное общение и обмен опытом семейного воспитания повышает интерес каждой семьи к вопросам воспитания.
Существует ряд проблем, требующих разрешения с позиции сотрудничества педагогов и семьи. Важно подчеркнуть, что осознанное включение родителей в единый совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность.
Так с целью вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс на базе ГБДОУ детский сад №67 Приморского района Санкт-Петербурга проводилось педагогическое исследование. В исследовании приняли участие родители, педагоги и специалисты детского сада. Одна из задач констатирующего эксперимента - выявить степень включенности родителей в сотрудничество с ДОУ в рамках реализации ООП ДО; также была изучена степень готовности педагогов включить родителей в процесс реализации ООП.
Были использованы следующие методы исследования:
- анкетирование родителей;
- анкетирование педагогов;
- тестирование педагогов;
- индивидуальные беседы с педагогами.
Исходя из вышесказанного была разработана технология сотрудничества педагогов и родителей в условиях реализации ООП ДО «Центр сотрудничества – Мир Детства».
Актуальность технологии:
- Ориентация государства на вовлечение родителей в образовательный процесс.
- Отсутствие эффективной модели взаимодействия, сотрудничества педагогов и родителей.
- Отсутствие у родителей умений прогнозировать развитие своего ребенка и формулировать на этой основе заказ ДОУ.
- Невысокий уровень социально-психологической культуры участников образовательного пространства.
- Недостаточный уровень сформированности доверительных и партнерских отношений между родителями, педагогами и специалистами.
- Несогласованность воспитательных воздействий всех взрослых на ребенка.
- Низкий уровень мотивационной готовности родителей и педагогов к сотрудничеству.
- Потребительский взгляд родителей на ДОУ
I этап Информационно-просветительский
На I этапе: выбор и апробация методик работы с семьей; мониторинг образовательных потребностей, возможностей, интересов родителей; просвещение семей по вопросам развития и воспитания детей; подбор диагностических методик и проведение локальных исследований.
Ожидаемые результаты: Будут созданы условия для включения семьи в образовательное пространство: социально – правовые; информационно коммуникативные; перспективно-целевые; потребностно-стимулирующие.
II этап Практический (организационно-внедренческий)
На II этапе: создание совместных с родителями объединений, семейных сообществ; проведение распространение лучшего опыта семейного воспитания; проведение мероприятий по подготовке педагогов к неформальной работе с семьями (дискуссии, практикумы, конференции, деловые игры и др.), семинары; проведение семейных праздников, проведение мероприятий с родителями (законными представителями) и специалистами по интересующим их темам (тематические консультации, круглый-стол, конференции и др.)
Ожидаемые результаты: Повысится уровень профессиональных компетенций педагогов; повысится уровень педагогического просвещения родителей, будет разработано программно-методическое обеспечение и методическая продукция процесса сотрудничества с семьей; увеличится охват родителей разнообразными формами сотрудничества.
III этап Обобщающий (итоговый)
На III этапе: составление рекомендаций по внедрению и доработке методических материалов; оценка эффективности сотрудничества педагогов и родителей в условиях реализации программы ДО и степени применимости ее в работе ДОУ.
Ожидаемые результаты: Будет создана деятельностная система содружества педагогов, родителей и специалистов; будут проектироваться возможные маршруты педагогического сопровождения родителей в процессе освоением ребенком ООП ДО; значительно повысится качество образовательного процесса; повыситься статус семей, улучшиться психологический климат в семьях; будут созданы сообщества родителей по их интересам; повыситься профессиональный статус педагога; будут сформированы сообщества педагогов-консультантов; увеличиться информационная база социальных партнеров детского сада, оказывающая специализированную помощь семьям.
Таким образом, реализация работы Центра сотрудничества «Мир Детства» выделит новый статус деятельности детского сада – оказание педагогических, просветительских, консультационных услуг родителям в процессе освоением ребенком основной образовательной программы детского сада, повысится интерес родителей к семейному воспитанию; реализуется комплексное взаимодействие родителей с разными группами специалистов.