Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Предметно-развивающая среда, художественное творчество

Нургалиева Анастасия Михайловна ,
воспитатель
Развивающая предметно-пространственная среда — совокупность природных и социально культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности. К организации среды ФГОС ДО выдвигает ряд требований. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, здоровьесберегающей, эстетически привлекательной.
Среда, в которой ежедневно пребывает ребенок, оказывает огромное влияние на него. Она влияет на его эмоции, на развитие и формирование личности. Это отмечали многие педагоги прошлого (Витторино да Фельтре, А. Дистерверг, В.Н. Дружинин, Р. Оуэн, Дж. Рензули, А С Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.).
Изучением влияния среды на ребенка и разработке методических рекомендаций занималась С.Л. Новоселова. Про способность среды влиять на ребенка и разработке требования к ее организации были написаны Ю.В. Максимовым, Г.Н. Пантелеевым, Л.В. Пантелеевой.
Предметно-развивающая среда является важным фактором детского развития. Она постоянно воздействует на органы чувств: эмоции, настроение, жизнедеятельность, формирует представление о красоте. Человек живет также в среде, содержащей культурное наследие предков. Эта среда включает в себя классическое, народное искусство. Оно воздействует на органы чувств, вводя детей в мир человеческой культуры и создавая условия комфорта. Содержит в себе как устное народное творчество: сказки, пословицы, потешки, поговорки; так и все вещественное.
Яркие необычные игрушки активизируют самостоятельную творческую деятельность детей: дымковские, филимоновские, хохломские. Игрушки используются для ознакомления с народным искусством, его видами как эталон развития творчества и как украшающую функцию, и как образец для создания игрушек по мотивам народных сказок. Среда может побуждать ребенка к активной творческой деятельности, способствовать формированию эстетических чувств, в своих работах подчеркивал В.Н. Дружинин.
В уголке искусства должны находиться предметы народного и декоративно-прикладного искусства, изображения природы и иллюстрации любимых сказок, художественная литература. Каждый ребенок может найти то, что его радует, вызывает положительные эмоции, соответствует его функциональному назначению и эстетическим требованиям.
На занятиях для развития образного восприятия детей используются произведения искусства, живопись, графика, скульптура. Произведения изобразительного искусства, используемые на занятиях, и народное искусство позволяют увидеть красоту и разнообразие окружающего мира через осмысление и изображение его художником — живописцем, графиком, скульптором, народным мастером. Организация пространства для художественно-творческой деятельности включает в себя наличие репродукций картин, скульптур, иллюстрации произведений искусства, народных игрушек, предметов быта. Это способствует осознанному отношению ребенка к среде, понимания взаимозависимости всех компонентов, ощущению комфорта, включая возможность реализации самостоятельности и свободной творческой деятельности, показывая детям многообразие вариантов прекрасного. Среда должна способствовать творческому проявлению детей, быть побуждающей к самовыражению художественными средствами, настраивать на творческую деятельность. Игрушки помогают в освоении народной культуры. Отсюда необходим тщательный подбор игрушек. Наглядность имеет очень большое значение.
В создании среды дети принимают активное участие.
Предметно развивающая среда не должна быть застывшей. В ней нужно предусмотреть возможность периодически преобразовывать, обновлять.
Художественная выставка с выполненными детьми работами, изделиями, оформление кабинета создают творческий настрой. Дети, видя свое произведение среди других, могут сравнивать и понять свои достоинства. Это побуждает их творческую активность, вызывает желание дополнить, улучшить свою работу. Работы детей должны украшать интерьер, вживаться в обстановку. Выставки детских работ могут быть постоянно действующими и тематическими.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка, а также для его самостоятельной деятельности, отвечающая потребностям детского возраста.
Материалы для творчества должны быть доступны ребенку для самостоятельного их применения, лежать в поле зрения в доступном месте, с учетом их запросов и интересов. Содержать более обширный круг материалов для создания выразительных образов, смены деятельности. Для изображения предмета ребенок должен иметь четкое представление о нем, о его внешнем виде, цвете, о его частях и их размере, иметь возможность его рассмотреть, изучить, потрогать, а затем попробовать отобразить полученные знания. Педагог должен обучить детей умению изучать внешний вид предмета, сравнивать, наблюдать. Обращать внимание на детали, которые передают характерные признаки предмета, явления. Если отсутствуют четкие представления, помочь детям уточнить их, дать возможность им рассмотреть предмет, уточнить его размеры, форму, величину, обсудить его особенности и возможные варианты изображения и приступить к рисованию. Недостаточное освоение материала, графической структуры приводят к тому, что ребенок, не справившись и не придя к желаемому результату, не наработав изобразительных навыков, теряет интерес. Эмоциональный отклик, заинтересованность, вовлеченность в процесс изучения предмета, явлений природы детьми ведут к успешности в его изображении.
Таким образом хорошо организованная предметно-развивающая среда создает ощущение комфорта пребывания в эстетической среде, побуждает детей к творчеству.
 
Использованная литература:
1. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования» / Т.Г. Казакова.— М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 255 с.
2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2–7 лет / Т.С. Комарова.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.—176с
3. Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. Учебно-методическое пособие, 2007.-128с.
4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образовании / Под. ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой–.4-е изд., перераб.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.— 352 с.
5. Парфенова О.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. Курс лекций. ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», 2008.—70с.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»