Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сказка как средство воспитания положительных
нравственных качеств дошкольника

Трофимовская Илона Николаевна
Дошкольное детство это тот период, где происходит становление и развитие личности ребенка, формирование его характера. Говоря о воспитание характера, многие психологи имеют в виду, главным образом волевую сторону: его устойчивость определенность, твёрдость. Но с понятием характера связывают ещё другую, очень важную черту, имеющую решающее значение для выявления ценности всей личности человека. Именно на нравственную сторону указывает Е. А. Аркин; «ни крепкая воля, ни твёрдый характер, ни высокий ум сами по себе ещё не гарантируют ценности человека, как члена общества, как сына или дочери своего народа». Заглянуть в кладовые личности и извлечь оттуда такие качества - как справедливость, отзывчивость, доброжелательность, милосердие, преданность, дружелюбие, самостоятельность, трудолюбие, ответственность, взаимовыручка, патриотизм, честность и многое другое, вероятно но необходимые иметь свой «ключ» к человеческой индивидуальности. Возможно, чтобы нравственное развитие происходило не только на основе пассивного непроизвольного подражания, заражения чувствами другого, а имело своевременное и осознанное вмешательства. Один из путей такого вмешательства лежит через сказку.
Дошкольный возраст- возраст сказки. Здесь ребенок проявляет сильную тягу к сказочному необычному чудесному, ребенка в сказках пленяет неожиданная удача, счастливая судьба простых скромных близких детям своей наивностью простодушием героев, чудесное превращение лягушек ,лебедей в прекрасных царевны, кара постигающая злых высокомерных гордецов завистливых старух, жадных и жестоких богатей властителей. Близок и мил им самый язык сказки, стиль, простота и выразительность, яркость, наглядность образов, обилие сравнения повторений, которые так свойственно речи ребёнка. Если сказка удачно выбрана, если она естественна и вместе с тем выразительностью рассказана, можно быть уверенным что она найдёт в детях чутких и внимательных слушателей.
При выборе сказки необходимо руководствоваться не только её занимательностью, доступностью содержания пониманию ребенка, но и её моральной стороной. Многие исследователи считают, что превосходным воспитательным материалом для рассказывания детей могут служить народные легенды и наши русские былины. Многие педагоги не в достаточной мере оценивают силу детского воображения детского и чуткость детского сердца, способность дошкольника воспринимать и чувствовать обаяние прекрасный человеческой личности, наличие нравственного подвига, неотразимую силу мужества и отваги.  Можно и должно уже концу дошкольного возраста открыть перед ребёнком доступ в прекрасный мир настоящих легендарных блинных и мифических героев и богатырей отважных борцов за счастье и свободу народов. Здесь величественной подвиг способен возбудить в ребенке высшее чувство красоты и морали.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми особенно в дошкольном возрасте?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятия сказки становятся специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятным притягательной силы, и позволяет ему свободную мечтать и фантазировать. При этом сказка это не только вымысел и фантазия, это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкивается со сложными явлениями чувств, в доступной форме для понимания ребёнка в сказочной форме постигать мир взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, то есть процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоении его норм ценностей образцов, поэтому воспринимая сказку ребёнок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем - это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания; с другой стороны,  посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческий взаимноотношениях, а потому как утверждает И.В. Дубровина что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Именно это позволяет ребёнку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Педагогические исследования и практика дошкольного воспитания показывают, что одним из важнейших условий развития положительных нравственных качеств личности ребёнка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. На это многократно указывал Е.А. Аркин. Малыш должен отдаваться радости со всей своей детской непосредственностью, а сказки как известно это источник проявление всех чувств ребёнка, в том числе и радости. Никогда не надо гасить детскую радость, подчёркивало А.М.  Виноградова. По её мнению, по её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»