Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Интеграция гаджетов в жизнь дошкольников

Ступакова Татьяна Федоровна,
преподаватель ГБПОУ «Педагогического
колледжа № 4 Санкт-Петербурга»
21 век принято называть веком цифровых технологий.
Наши дети – дети, которых окружают цифровые технологии. Их с рождения окружают различные цифровые приборы, с которыми они начинают «общаться» еще до того, как начинают понимать, для чего они существуют, как они функционируют и как ими пользоваться.
С появлением гаджетов уменьшается время, проведенное с детьми родителями. Все чаще встречаются ситуации, когда папе или маме проще дать гаджет «чтобы не плакал», «чтобы не отвлекал», «чтобы спокойно доделать свои дела» и т.д.
Кроме того, как показывает практика, родители просто не знают, как организовать и чем занять своего ребенка. В итоге гаджеты приходят родителям на помощь, родители не играют с ребенком. В итоге, дети не умеют играть, они не знают чем себя занимать или как играть с теми игрушками, которые уже есть. С ребенком общается гаджет.
Если ребенок проводит много времени в общении с гаджетом, он лишен нормальной двигательной активности. А ведь двигательная активность для ребенка – это залог здоровья, его гармоничного и правильного развития. Если ребенка лишать двигательной активности, то это негативным образом сказывается на многих системах его организма: дыхательной, сердечно – сосудистой, нервной, системе кровообращения и на опорно–двигательном аппарате. В конечном итоге, недостаточная двигательная активность может нарушать работу головного мозга. Возможно появление вялости осанки, сколиоза, слабости мышечно-связочного аппарата, снижения качественных характеристик внимания и памяти, нарушений сна.
Очень немногие родители используют новые технологии во благо детям.
Наша задача: помочь родителям извлечь пользу гаджетов для современных детей, ведь социальную действительность, в которой живут наши дети, изменить невозможно. Современный ребенок – ребенок, использующий прогресс. Кроме всего прочего, современный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в ДОУ также предполагает использование цифровых технологий. Все чаще воспитатели используют в своей работе различные презентации, познавательные мультфильмы, различное интерактивное оборудование.
Есть  точка зрения Джона Бека и Митчела  Уэйда. В их исследовании показано, что некоторые игры могут являться эффективными тренингами для будущих бизнесменов. Ребенок - игроман, вырастая, обнаруживает в себе такие качества как скорость мышления, визуальное внимание, склонность к разумному риску. У него есть последовательность и настойчивость в действиях, настроенность на победу. Исследовались дети, которые часами тратили время на компьютерные игры, и впоследствии, они стали успешными топ - менеджерами, которые проявляли себя как ответственные профессионалы и, что немаловажно, умеющие работать в команде. Соответственно с этой точки зрения, технический процесс в помощь будущему современных детей.
С одной стороны мы можем наблюдать пристрастие к гаджетам, игровую зависимость, с другой – тренинг для успешного будущего.
Поэтому вопрос, состоящий в том, являются ли различные гаджеты для нас и наших детей врагами или друзьями, не совсем актуален и  корректен. Мы живем среди них. Они часть нашей среды. Несомненно, как и любой объект среды, они оказывают влияние на нас и наших детей. Но это влияние нельзя отнести к понятию «хорошо»  или «плохо».
Гаджетам быть! А нам, педагогам и родителям, необходимо помочь взрослеть детям, быть успешными, быть в центре новостей мира, но уберечь от возможного неблагополучия. Исследование Института современных медиа (MOMRI) показало, что, вопреки распространенным стереотипам, многие профессиональные психологи сходятся во мнении, что мобильные игры и развивающие приложения полезны для детей, особенно если они носят развивающий, интерактивный характер. Главное — соблюдать определенные правила:
1. Знакомьте малыша с гаджетами. Спокойно рассказывайте малышу 1,5−2 лет о мобильном телефон и планшете также, как рассказываете о других предметах (кастрюлях, сковородка одежде, книгах и пр.), давайте пояснения об их назначении. Не формируйте у ребенка образ «запретного плода».
2.  Давайте детям гаджеты, начиная с 3−5 лет. До 3 лет не рекомендуется давать детям гаджеты, так как от 1 до 3 лет ведущей в развитии ребенка является предметная деятельность, и родителю необходимо создать для ребенка богатую и разнообразную сенсорную среду, с которой малыш активно действует: трогает, нюхает, облизывает. Именно она является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития. Овладение речью у малыша проистекает также из потребностей в общении со взрослым и потребности в предмете, который нужно назвать. Дети будут жить, работать, отдыхать, коммуницировать, используя гаджеты. Но для того, чтобы использовать их разумно, надо пройти предварительный путь развития.
С трех лет у ребенка начинается новый этап развития — социализация. С этого момента мы можем начинать учить детей взаимодействовать с гаджетами. Если родители полностью лишают ребенка доступа к планшету, мобильному телефону, то рано или поздно он столкнется с ними в полном объеме, и, если был «не привит», ему будет тяжело освоиться.
Для дошкольников и младших школьников планшет, телефон, компьютер оказываются хорошим полем для совместных игр, с заданными извне и соблюдаемыми всеми участниками правилами.
Знание игр, гаджетов позволяет ребенку выйти и поддерживать контакт с другими детьми, пока они не могут построить этих отношений без их использования.
3. Выбирайте лучшее — участвуйте в выборе подходящих возрасту ребенка и полезных приложений и игр.Правильное содержание мобильной игры, равно как мультфильма или книги будет оказывать положительное влияние на ребенка, способствовать его обучению и развитию. Поэтому важно не только следить за временем, которое ребенок проводит у экрана, но и тщательно отбирать соответствующие приложения.
Участвуйте в выборе мобильных игр, изучайте описание разработчиков, смотрите скриншоты и обсуждайте все это вместе с ребенком. Понаблюдайте, как играет ребенок, поинтересуйтесь, сложно или легко ему. Обратите внимание на графику, темп и звук игры. По возможности, прежде, чем дать игру ребенку, пройдите ее сами.
4. Играйте в мобильные игры вместе с детьми.Совместные игры отличаются от привычного совместного досуга, такого как прогулки, чтение или настольные игры, но являются значимыми и ценными. В мобильной игре вы можете узнать много нового о своем ребенке, его представлениях, поведенческих особенностях. Вы можете помочь ребенку освоить новые навыки, получить знания, научить справляться с незнакомыми ситуациями, добиваться побед и достойно принимать поражения.
У ребенка до 7 лет не сформирована произвольность — способность владеть и управлять своими функциями. Без родителей ребенок, не имея чувства времени, не сможет вовремя «выйти» из увлекательной игры.
По мере того как ребенок осознает, что и как он делает, его функции становятся произвольными. Произвольность в поведении ребенка проявляется в выполнении требований, конкретных правил. Помогайте ребенку.
5. Встаньте на путь разумного ограничения.В отношении мобильных игр должны существовать ясные ребенку правила, режимные моменты, равно, как и в отношении сна, приема пищи, прогулок и др., устанавливаемые родителями. Дети к 10 годам могут проводить у экрана, включая, ТВ, планшет, мобильный телефон до 1,5−2 часов досугового времени в день.
С учетом физиологических особенностей, рекомендуемое для детей время мобильной игры:
3−4 года — не более 10−15 минут 1−3 раза в неделю;
5−6 лет — до 15 минут непрерывно 1 раз в день;
7−8 лет — до 30 минут 1 раз в день;
9−10 лет — до 30−40 минут 1−3 раза в день.
Родителям, учитывая индивидуальные особенности своего ребенка, возраст, состояние здоровья, режим дня и недели, могут выбрать наиболее подходящее время для игры и рассказать об этом ребенку, договориться с ним о правилах игры. Возможен, например, режим, когда ребенок играет дома, или наоборот в дороге. Важно, чтобы это была система.
6. Сочетайте современные и классические развивающие технологии.Мобильные игры — это вид развивающих игр, которые нужны для детей, и они должны встать вместе в один ряд, не должны выбиваться, не быть «запретным плодом», инструментом наказания или поощрения, они должны быть тем предметом, который нам помогает развить, познать, узнать новое в этом мире.
Используйте мобильные развивающие игры по возрасту наравне с другими развивающими пособиями, занятиями для детей. Помните, что мобильная игра, обучающее приложение с его любимыми мультгероями привлекут внимание и помогут ребенку с удовольствием освоить новое или закрепить уже пройденный материал.
7. Демонстрируйте ребенку правильную модель поведения. Вы служите примером для своего ребенка, в том числе в вопросе использования цифровых медиа. Ребенок копирует вашу модель использования мобильных устройств. Ограничьте собственное время, которое вы проводите перед электронными устройствами, оставайтесь этичными в онлайн-общении. Постарайтесь, проявляя заботу, чуть больше времени уделять реальному общению с детьми.
8. Создавайте gadget-free зоны.Договоритесь не использовать гаджеты за едой и перед сном. Выберите и установите в вашей семье определенные дни и часы без гаджетов. Помните, что двойная мораль здесь недопустима. Исключите фоновый просмотр телевизора, телефона, когда вы общаетесь с ребенком.
9. Помогите ребенку, и он сможет легко завершать игру без истерики.Введите ограничение на время игры.
Установите ритуал «выхода» из мобильной игры. Заведите будильник. Несколько раз напоминайте, предупреждайте ребенка заранее. Нужно дать ему подготовиться.
Сделайте такое альтернативное предложение, от которого ребенок не сможет отказаться. Для ребенка привлекательна мобильная игра, но должна быть понятная альтернатива, и она тоже должна быть для него привлекательна.
Присоединитесь к игре, отследите подходящий момент, когда что-то достигнуто, завершено, чтобы не оборвать ее на самом интересном месте. Позвольте ребенку сохранить достигнутые результаты.
10. Обратите внимание, не вытесняют ли гаджеты другие формы досуга ребенка. Достаточно ли времени у ребенка для общения, разговоров, игр, прогулок, творчества и прочего? Если вам кажется, что у ребенка формируется игровая зависимость, обратитесь к специалисту.
Если вы заметили, что у вашего ребенка нет других желаний и интересов кроме мобильных игр, что он играет в одну и ту же игру, у него снижен аппетит, появились проблемы со сном, усталость, напряжение, то не ругайте его и не запрещайте играть. Обратитесь к специалистам: психологу, неврологу, психотерапевту, они помогут диагностировать состояние и подскажут схему дальнейшей работы.
Помните, что гаджеты не являются источником возникновения зависимости. Зависимость возникает тогда, когда ребенок пытается «уйти» от реальных проблем, когда мобильная игра — это единственный «свет в окошке». Зависимость не формируется, если у ребенка есть интересы вне мобильных игр, если у него есть доверительные отношения и общение с родителями, сверстниками вне гаджетов.
11. Опыт — сын ошибок.Время от времени дети совершают ошибки при использовании гаджетов и Интернета. Это не страшно и исправимо, если родители рядом.
12. Заботьтесь об осанке и зрении.Подберите мебель (стол и стул) в соответствии с ростом ребенка. Необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком. За монитором ребенок должен сидеть не сутулясь, не наклоняясь, уши должны находиться в одной плоскости с плечами. Во всех остальных случаях позвоночник испытывает дополнительную нагрузку.
Держать смартфон лучше непосредственно перед глазами, как будто пользователь что-то фотографирует им — это снизит нагрузку на шею.Источники освещения в комнате не должны вызывать блики на экране. Ни в коем случае не позволяйте ребенку играть в темноте.
Для профилактики нарушения зрения старайтесь регулярно выполнять гимнастику для глаз (2−3 раза в день по 3−5 минут).

Литература:
  1. «Дети и гаджеты. Можно ли отучить и нужно ли отучать новое поколение от непрерывного смотрения в экран»//Коммерсант.URL:htpps://www.kommersant.ru/doc/4323118
  2. Нигордс Карин, Кристианссон Йоханна. Как устроен интернет. От байта до YouTube – СПб.: Питер, 2019. – 56с.
  3. Солдатова Г.В. Пойманные одной сетью: представления детей и взрослых об Интернете: исследование.// Фонд Развития Интернет. М., 2011.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»