Развитие речи дошкольников через
театрализованную деятельность
Бакиева Зульфия Расимовна
АктуальностьВ последние годы, к сожалению, увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи.
А ясная, правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности в жизни.
Театрализованная деятельность является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи).
Дети учатся владеть своим голосом, мимикой, жестами, а главное – четкой артикуляцией.
Участие детей в театрализованных играх способствует развитию памяти и взаимодействию друг с другом.
Поэтому возникла идея – создание системы педагогических мероприятий по развитию речи через театрализованную деятельность.
Задачи речевого развития в театрализованной деятельности
1. Учить детей связно, последовательно излагать свои мысли.
2. Формировать грамматический и лексический строй речи.
3. Развивать навыки активной, разговорной речи, совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
4. Развивать выразительную, интонационную сторону речи.
5. Пополнять и активизировать словарь детей (за счет слов, обозначающих название предметов, действий, признаков).
6. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности.
7. Воспитывать культуру речевого общения, умение согласованно действовать в коллективе.
8. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников.
Основные направления развития речи в театрализованной деятельности:
- развитие культуры речи;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие сценического мастерства и речевой деятельности.
Содержание театрализованной деятельности:
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки и скороговорки. Загадки.
Упражнения на воображение.
Упражнения на напряжение и расслабление мышц.
Упражнения на имитацию движения.
Упражнения на активизацию словарного запаса.
Упражнения на формирование разговорной речи.
Игры со словами и без слов.
Хороводные игры. Подвижные игры с героями.
Обыгрывание эпизодов.
Инсценирование сказок, потешек, стихов.
Показ театрализованных представлений.
Методы и приемы,используемые в работе:
1. Чтение художественных произведений, сказок, стихов.
2. Беседы с детьми.
3. Обыгрывание этюдов, театрализованных игр; инсценировки, драматизации.
4. Рассматривание иллюстраций.
5. Моделирование.
6. Показ кукольных спектаклей.
7. Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной речи).
Предметно-развивающая среда
Для обогащения предметно-развивающей среды в нашей группе был разработан и реализован проект «Сказка своими руками». Были изготовлены и собраны персонажи сказок и атрибуты к ним из разных материалов.
Разработаны:
конспекты НОД по театрализованной деятельности;
проекты «Сказка своими руками», «Здравствуй, сказка!», «Сказки дедушки Корнея»;
сценарии праздников и развлечений.
Созданы:
- картотеки игр и упражнений «Скороговорки, чистоговорки», «Загадки»,
«Пальчиковые игры», «Фольклорные произведения».
Театрализованные игры, используемые в работе:
Игры-драматизации (игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки);
Режиссерские игры ,в которых используется: настольный театр (конусный театр, театр на прищепках, театр резиновой игрушки); театр на фланелеграфе; театр кукол Би-ба-бо; теневой театр; пальчиковый театр.
Инсценировки русских народных сказок.
Постановка спектакля «Муха Цокотуха»
Инсценировка «Как зайчата маму искали»
Новогодние развлечения
Мамин день
Настольный театр
помогает учить детей, координировать движения рук и глаз; сопровождать движения пальцев речью; побуждать выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Пальчиковый театр
Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряет процесс речевого и умственного развития.
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и развитие речи ребенка.
Театр кукол Би-ба-бо
Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.
При игре в кукольный театр, используя театр Би-ба-бо, невозможно играть молча!
Театр на фланелеграфе
Театр картинок на фланелеграфе способствует внесению разнообразия игры в группе, делает её более интересной. Такие игры развивают творческие способности детей и содействуют их эстетическому воспитанию.
Маленькие дети очень любят рассматривать картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат ещё больше удовольствия.
Вывод:
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит игра. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, учатся его понимать. Через театрализованные игры мы развиваем у детей речевые умения и навыки, обеспечиваем эмоциональное благополучие. У детей значительно активизируется словарный запас в повседневной жизни, речь становится более яркой, эмоциональной.