Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Партнерское взаимодействие с родителями
через проектную деятельность
художественно-эстетической направленности

 
 
                                                                     Мордвинкова Екатерина Олеговна,
                                                     воспитатель ГБДОУ детского сада № 43
Василеостровского района 
Санкт-Петербурга
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 
Аннотация: В статье рассматривается проблема поиска эффективных методов и приемов работы по организации театрализованной деятельности детей в раннем возрасте в условиях ДОУ и семьи. Описан опыт реализации  проектной деятельности в рамках партнерского взаимодействия всех участников образовательного процесса. Акцентировано внимание на высокую значимость театрализованной деятельности в профилактике и преодолении речевых нарушений ребенка раннего возраста, развитии самостоятельности, расширении спектра общения со сверстниками и взрослыми  
Ключевые слова: Театрализованная деятельность; художественная литература; ранний возраст; проектная деятельность. 
Ранний возраст – уникальный период развития человека, отличающийся высоким темпом развития и особой, глубокой зависимостью от воспитывающего взрослого. Это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Для того чтобы открыть для себя этот мир, ребенку необходимо понимать значения слов, определять основные ступени в их развитии; раскрыть своеобразный путь развития собственных, еще спонтанных понятий. 
В дошкольных образовательных организациях проводится плановая, целенаправленная работа по развитию речи детей раннего возраста, включающая: развитие звуковой культуры речи, обогащение активного словаря и развитие пассивного, ежедневное использование художественного слова (потешки, короткие стихотворения и т. д) в режимных моментах, рассматривание предметных и сюжетных картинок, описание предметов быта в окружающей среде, совместные игры с педагогом и со сверстниками, вербализации желаний и потребностей, включению  в жизнь ребенка игры- инсценировки и игры–драматизации по сказкам.
  При этом статистические данные последних десятилетий (Ясин А. «Задержка речи и речи в детском возрасте: ретроспективный обзор диаграмм»), показывают, что в настоящее время значительно возросло количество детей с задержкой речевого развития, что влечет за собой сложности в усвоении программного материала, правильном формировании познавательных процессов, коммуникации со взрослыми и сверстниками.
Решение этой проблемы возможно только в тесном сотрудничестве педагогов с родителями, при этом необходимо применять такие методы и приемы работы, которые позволят максимально полно учесть возрастную специфику развития ребенка раннего возраста и  возможность включения родителей на всех этапах образовательной деятельности.
Такой потенциал заложен в театрализованной деятельности – высокая эмоциональная насыщенность делает ее привлекательной для детей и взрослых. Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. 
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся целостной картины мира:
1.                    Формирование активной позиции родителей по отношению к детской театрализации и ознакомлению с художественной литературой.
2.                    Побуждение интереса детей к театрализованной игре (проявление активности и самостоятельности в действиях с игрушками-персонажами). Максимальное использование воспитательного потенциала сказки в совместной работе с детьми.
3.                    Обогащение активного и пассивного словаря в процессе ознакомления со сказками.
4.                    Развитие навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  В процессе театрализованной деятельности моделируются различные ситуации общения, развивается связная речь, являющаяся необходимым условием адаптации ребенка в обществе (О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, С. А. Козлова и др.). У детей развивается произвольность, особая чуткость и внимание к действиям людей в жизни, умение видеть и понимать значение простейших действий человека, его чувства, взаимоотношения с людьми, природой (A. B. Запорожец, Л. Г. Стрелкова, Е. Л. Трусова, Д. Б. Эльконин и др.). Кроме того, в исследованиях подчеркивается универсальный характер театрализованной деятельности, поскольку они способствуют формированию различных знаковых систем, развитию познавательной, двигательной и эмоциональной сфер, а также социализации детей (Л. Г. Миланович, Н. Ф. Сорокина и др.).
   В Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 43 Василеостровского района Санкт-Петербурга был реализован творческий краткосрочный проект «Театрализация в группе раннего возраста» (для детей 2–3 лет). Проект направлен на создание условий для формирования интереса детей раннего возраста к театрализации в ситуации взаимодействия семьи с дошкольным образовательным учреждением.
Реализация проекта проходила в несколько этапов. 
На подготовительном этапе была подобрана художественная литература. В книжный уголок внесены книги в различных изданиях, иллюстративный материал. Подготовлен настольный театр, театр на фланелеграфе и пальчиковый театр, разработана консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».
Основной этап имел высокую степень продуктивности:  в ходе работы по теме проекта было проведено два продуктивных занятия:  лепка деревьев для сказочного леса, рисование животных способом примакивания. Продукты детской деятельности были использованы как декорации к постановке сказки «Теремок».
На этом этапе большое значение имело умение педагога устанавливать партнёрское взаимодействие с семьей. На родителей была возложена ответственность за запись видеороликов с детьми, принимающими на себя ту или иную роль сказочного героя.  Так же, в рамках специально организованного конкурса «Сказочный лес»,  родители изготавливали декорации (создание задника и фонов для макета).
Большую актуальность для детей с речевыми нарушениями имеет моторная составляющая: в рамках проекта подобраны и реализованы тематические пальчиковые гимнастики, подвижные игры, физкультурные занятия, логоритмические упражнения.
 На заключительном этапе был сделан монтаж видеороликов, который был дополнен мультипликационными материалами.
Необходимо отметить широкое использование ИКТ: запись и монтаж видеороликов, размещение фильма на сайте ДОУ. Поддержка проекта осуществлялась при помощи специально созданной группы в мессенджере, где воспитатели обменивались информацией с родителями. Ресурс позволил отвечать на вопросы родителей, выкладывать фото и съемки видеороликов, посмотреть спектакль, дополненный мультипликационными материалами с участием детей по ролям.
Отличительной особенностью реализуемого проекта стала разработанная диагностика эффективности реализации проекта, содержащая следующие качественные и количественные показатели:
  1. У детей повысился интерес к театрализации (95%).
  2. Дети стали активнее вступать в общение друг с другом и со взрослыми.
  3.  С помощью театрализованной деятельности эффективно развивался активный и пассивный словарь.
  4. Родители принимали активное участие в театральной деятельности.
По итогам реализации проекта можно сделать следующие выводы:
  1. Дети стали внимательнее слушать чтение сказки и рассматривать иллюстрации.  Они познакомились с различными видами театра (пальчикивый, настольный, театр на фланелеграфе), находили знакомых персонажей (животных), называли их, следили за развитием сюжета, отвечали на вопросы: «Кто?», «Какой?», «Что делает?».
  2. При проведении подвижных игр «Лягушки», «Зайка серенький сидит», «Мишка косолапый», дети активно передавали образы персонажей в движениях, повторяли текст игры совместно с воспитателем, своевременно реагировали на сигнал воспитателя.
  3. В ходе проведении пальчиковой гимнастики «На полянке теремок», дети старались правильно проговаривать текст за воспитателем, выполнять самомассаж рук и пальцев.
При реализации проекта были выявлены следующие затруднения:
  1. Работая без поддержки родителей трудно достичь высоких результатов. На начальном этапе реализации проекта родители в связи с занятостью, находились в стадии формирования интереса к театрализованной деятельности.
  2. Преобладание у детей клипового мышления, формируемого в процессе использования различных гаджетов, которые доступны современным детям с самого раннего возраста, следствием чего является низкий интерес к книге.
В целях преодоления указанных сложностей были реализованы следующие мероприятия:
1.Проведена консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».
2.Разработаны рекомендации, брошюры и памятки, проведены беседы о важности чтения художественной литературы ежедневно.
3. Разработаны авторские дидактические игры.
4.Проведена ZOOM-конференция и создана специальная группа проекта в мессенджере.
Разработка и апробация проекта «Театрализация в группе раннего возраста для детей 2 – 3лет» стала эффективным механизмом решения задач по созданию условий для формирования интереса детей раннего возраста к театрализации в ситуации взаимодействия семьи с дошкольным образовательным учреждением.
 
Список литературы
1.                    Гербова В.В. «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в первой младшей группе детского сада», М.: Мозаика-синтез, 2012г.
2.                    Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников», М.: Вако, 2011г. (методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей)
3.                    Князева О. Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М.: Дрофа, ДиК, 1999.- 128 с.
4.                    Максимова, С. М. Театрализованная деятельность – важнейший фактор развития личности дошкольника/ С. М. Максимова. – Текст: непосредственный// Молодой ученый. – 2016. - № 13 (117). – С. 824–826.
5.                    Теплюк С.Н. «Ребёнок третьего года жизни», М.: Мозаика-синтез, 2011г. (пособие для родителей и педагогов)
6.                    Сорокина Н. Ф., Миланович Л.Г. Программа "Театр творчество - дети" // Дошкольное воспитание. - 1996. - №8 - С. 9–13; - № 9- С.14-20; №11 - С. 7–13.
7.                    Стрелкова Л. Г. Диагностические и формирующие функции игры-драматизации //Педагогические проблемы руководства игрой дошкольника: Сб. науч. тр. НИИ ОП СССР /Под ред. A.B. Запорожца. М.: Изд-во АПН СССР, 1979. - С. 55–60.
8.                    Янушко Е.А. «Развитие речи у детей раннего возраста», М.: Мозаика-синтез, 2010г. (методическое пособие).

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»