Драматизация детских литературных произведений
Марченко Тамара Макаровна,
воспитатель
Из поколения в поколение детям прививается любовь к интересным и весёлым книгам. Многие дети очень любят сказки. Так, например, Дядя Степа, Буратино, Незнайка и другие, стали детям близкими и верными друзьями. Народные сказки вызывают у малюток много вопросов, а шутливые песенки, скороговорки и считалочки — искренний восторг. Такой интерес к книге очень полезен для детей, так как уже с раннего детства они привыкают к правильному языку. Нетрудные, легкие и забавные по слогу и сюжету, они позволяют достичь сразу несколько целей: поучительную — учат ребенка поэтически воспринимать мир, и развлекательную — развлечь ребенка, в случае расстроенного эмоционального состояния.воспитатель
Когда дети становятся старше, им начитают читать более сложные произведения, такие как «Игрушки» А. Барто, «Перчатки» и «Мыши» С. Маршака, «Цыпленок» К. Чуковского. Пятилетним детям можно читать «Айболит» и «Телефон» К. Чуковского, «Усатый — полосатый» С. Маршака, «Яшава рукавичка» В. Хомченко. Когда ребенку шесть и он учится читать самостоятельно, можно вместе с ним читать «Путанила» и «Федорино горе» К. Чуковского, «Детки в клетке» и «Вот какой рассеянный» С. Маршака и другие.
В семилетнем возрасте дети любят «Бармалея» К. Чуковского, «Разные колеса» В. Сутеева, басни «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей» И. Крылова, песни, скороговорки, считалки.
Проводя время с ребенком за чтением, нужно помнить, что цель чтения — это не только развлечение, но и прививание чувство вкуса. Важно научить его мыслить и анализировать. Художественная литература должна усложняться с взрослением ребенка. Если процесс обучения чтению проходит правильно, то встречая не только веселую, но и познавательную книгу, ребенок будет испытывать чувство восторга и радости.
Несмотря на то, что дети часто радуются, читая смешные истории, самой сложной задачей является обучение ребенка пониманию юмора. Это связано с тем, что детям сложно понять комические эпизоды. Хороший результат показывают чтение по ролям, чтения вслух, и анализ иллюстраций.
Перед чтением книг детям, следует предварительно хорошо подготовиться. Это необходимо по той причине, что дети, слыша новые слова, воспринимая образы и свя-зывая значения с обозначаемыми их словами, быстро запоминают их. В будущем, обучаясь русскому языку в школе, ребенку будет сложнее научиться правильному, нормированному произношению и написанию. Вот почему необходимо тщательно готовиться к чтениям. Перед каждым занятием необходимо отчитать текст несколько раз, проработать интонации, произношение, темп, постановку пауз, ударений. Кроме того, читая текст правильно, легче показать ребенку тонкости юмористического жанра.
Известно, что нельзя передать ровным, холодным тоном комизм сказок. Читая произведения детям необходимо выделять особые моменты ещё и мимически.
Бывают случаи, когда юмористическую ситуацию можно подчеркнуть именно серьёзным тоном. Но такой прием следует использовать в том случае, если есть уверенность в том, что ребенок немного, но начинает понимать шутки.
То, как ребенок воспримет рассказ, очень зависит от ритма произношения текста рассказчиком. Это следует учитывать при работе с дошкольниками, так как очень быстрый текст они не могут воспринимать. Читая произведение медленно, четко произнося каждый звук, расставляя паузы, рассказчик помогает детям понимать смысл читаемых рассказов, стихов, сказок.
Обильное количество иллюстраций в детских книгах — это свидетельство того, насколько важен для маленьких детей визуальный ряд в понимании сюжета. Необходимость точной передачи необходимого для восприятия текста сюжета иллюстрации делает иллюстрирование детских книг самым сложным процессом. Выбирая книгу ребенку нужно следить за тем, чтобы иллюстрации были выразительными, эмоциональными, динамичными, в меру реалистичными.
Однако, кроме иллюстраций, можно помочь ребенку визуализировать сюжет с помощью постановки сценок или похода в кукольный театр. Так воспроизведение известных для них сюжетов поможет им лучше понять написанное. Ещё одним сподвижником в освоении литературы ребенком, можно считать встречи с животными, сопровождающиеся забавными приговорками.
Прививая детям любовь к книгам, можно проводить различные мероприятия, на которых будут присутствовать аниматоры, дрессировщики с безобидными животными и другие. Это могут быть «Праздники книги», «Путешествия в мир сказок», «В гости к сказке» и другие.
Проводя такие мероприятия можно использовать произведения из программы, а можно использовать и другие, если они соответствуют возрастному критерию и доступны для понимания детей.
То, в каком формате будут проходить мероприятия, и что будет обсуждаться с детьми, зависит от возраста детей. Однако, следует отметить, что все дети разные, а разделение книг на возрастные категории условно. Это говорит о том, что готовясь к занятию, необходимо изучить детей. Наблюдение за поведением может о многом рассказать.
Таким образом, можно подвести итог и сказать, что книга и ее чтение играет большую роль в формировании вкуса ребенка, освоению ими литературного, нормированного языка и появлению аналитических навыков мышления, что благоприятно сказывается в дальнейшем на способности ребенка к обучению. Также это знакомит детей с нравственностью, прививание которой необходимо на дошкольном этапе взросления. Из этого можно сделать вывод, что работа с детьми дошкольного возраста требует особой подготовки со стороны человека, готовящегося к чтениям и особого внимания.