Первые шаги в грамоте
Арапова Ольга Емельяновна
Можно ли научить ребенка читать до его поступления в школу? Педагоги и психологи отвечают на не вполне определенно : да. Но прежде чем приступить к обучению, надо подготовить к нему ребенка.Специалисты рекомендуют начинать подготовку к обучению чтению с пяти лет. Это подготовка включает знакомство ребенка со звуковой стороной речи родного языка. Предполагается научить различать гласные и согласные звуки, а среди согласных – твердые и мягкие; находить сходство и различие в звучании разных слов. Цель этой работы – добиться, чтобы ребенок свободно ориентировался в звуковой структуре слов. Предполагаемый способ обучения чтению направлен на развитие умственных способностей ребенка.. так как связан с осознанием обобщенных представлений о языковых явлениях: звуковом анализе, дифференциации звуков. Некоторых грамматических правилах и самом чтении.
Частота и длительность занятий с ребенком могут быть различными, но не менее одного раза в неделю, длительностью до 30 минут.
Детям четырех-пяти лет свойственно играть звуками, словами – «перебирать» звуки, составлять всевозможные сочетания, порой бессмысленные и смешные. Поэтому и начинать рекомендуется с выделения отдельных звуков в слове.. при этом гласные звуки легче выделять, так как их можно спеть(аааа, ииии…. и т. д.) или долго потянуть. Труднее научить выделять согласные звуки. Некоторые из них тоже поддаются длительному произнесению (ж,ш,р,с,. и др.) Лучше учит ребенка выделению согласных звуков именно с них. Нужно произнести слово слитно. Протянув при этом согласный звук: жжжук и т.д. Другие согласные звуки (к.д.п.т.б. и др.) долго тянуть нельзя. Чтобы ребенок начал выделять звуки в словах, надо учить его произносить их громко и отчетливо.: «Дом», «Кот» и т. д. такое выделение звуков на фоте слитного произнесения слова называется интонационным.
Дети учатся интонационно подчеркивать, выделять звуки в слове, когда с ними разучивают потешку, скороговорку, стихотворение: надо играть действуя с игрушками, предметными картинками. Например, разучивание с ребенком стишка:
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
Когда ребенок запомнил слова, надо предложить послушать, как по –другому можно прочесть его, выделяя интонационно(длительно) звук «с».
Затем спросить. Как читалось стихотворение, какой звук чаще других повторялся и т.д. Ребенок говорит , что он слышал звук «с» или «что-то свистело» и т.д. После этого попросить его прочесть так же, помочь ему. Можно повторить два-три раза.. Потом вспомнить слова, в которых есть звук «с», спросить среди окружающих предметов найти те, в названии которых есть звук «с» (в начале, середине, конце слова). Не нужно требовать от ребенка, чтобы он сказал, где звук находится. Если ребенок к этому стремится, то лучше пользоваться доступными понятиями: первый звук в слове, в середине, последний. За каждое правильное названное слово ребенок получает награду – фишку, игрушку. Чтобы заинтересовать малыша, надо называть сами слова с заданным звуком, вовлекать других детей, взрослых или кукол, игрушки, которые тоже «называют» слова. Кто больше назовет слов? Это стимулирует ребенка, побуждает к активной игре.
Самое главное правило: учить выделять звуки в словах так. Как они слышаться на фоне слитного произнесения всего слова. Так, в слове рррак – первый звук звучит твердо (р), а в слове рьрьрьепка звучит мягко (рь), в слове лллук – «л» , а в слове льльльес – «ль» и т. д. Произнося согласные звуки, не подменяйте их названиями букв (не «рэ», не «эр», а «р» или «рь»; не «кэ», не «ка», а «к», «кь» и т. д.) При выделении какого-нибудь звука слово не разрываем. а произносим целиком. Звук не отрывается от слова, только подчеркивается голосом интонационно. Например: шшшум, мышшшь, мышшшеловка, мышшшонок, шшшуршшшит или Кот, маКароны, и другие.