Русская народная сказка как средство
нравственного воспитания детей
старшего дошкольного возраста
Лебедева Ольга Николаевна
В современном мире перед воспитателем стоит крайне важная проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, и ее острота не ослабеет никогда, так как нравственность в сознании людей составляет основу нашего общества.В чём смысл понятия «нравственность»? Данный термин берет свое начало от слова нрав. В переводе от латыни «нравы» - означают мораль. «Нравы» — это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравственные качества формируются под воздействием общества. Они не законодательно утверждены. Их необходимо взрастить в ребёнке, начиная с раннего детства.
Дошкольный возраст – это время, когда происходит становление и развитие личности ребенка, формируется его характер. Многие психологи, рассуждая о развитии характера выделяют его волевую сторону: определенность, устойчивость, твердость. Но с понятием характера связывают ещё одну важную черту, имеющую особую значимость для выявления ценности всей личности человека. Именно на нравственную сторону указывает Е.А. Аркин: "Ни крепкая воля, ни твердый характер, ни высокий ум сами по себе еще не гарантируют ценности человека как члена общества, как сына или дочери своего народа".
В настоящее время человек все реже следует нравственным нормам в своем поведении. Главным образом, это проявляется в неумении вести себя в обществе, равнодушном отношении и пренебрежении к окружающим. Таких людей принято называть невоспитанными.
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное – это атмосфера, в которой живет ребенок. Он еще не понимает, что значат слова «хорошо» и «плохо». Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку понять этот удивительный и сложный мир. Дети – это будущее нашей страны.
В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги заменили экраны телевизоров, компьютеров. Взрослым, имеющим более важные дела, легче посадить ребенка перед экраном телевизора или монитора и включить мультфильм. Но персонажи современных сказок не всегда отличаются наличием моральных ценностей и духовностью. Именно это может привести к искажению представлений детей о нравственности.
Реализация принципов воспитания, изложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, предусматривает учет этнокультурной ситуации развития детей. Огромную роль в воспитании нравственных качеств у ребенка, конечно же, играет знакомство с родным языком, которое нашло своё отражение в русской народной сказке.
«Книга – величайшее достижение культуры, произведение искусства, могучее средство воспитания», - писал отечественный педагог К.Д. Ушинский. А.В. Запорожец, рассматривая важность художественной литературы в воспитании нравственных качеств ребенка, отметил: «Первые шаги, которые делает ребенок на пути понимания художественного произведения, могут оказать существенное влияние на формирование его личности, на его нравственное развитие».
Поведение героев произведения для ребенка –это образец, который со временем становится для маленького читателя движущей силой. В дальнейшей жизни ребенок начинает поступать хорошо не потому, что ему так посоветовали взрослые или его за это похвалят, а потому что он по-другому не умеет. Именно поэтому взрослый должен выбирать произведения для чтения ребенку. На каждое произведение взрослые должны смотреть как на окно, через которое будут показывать детям ту или иную сторону жизни. Душа ребенка как белый лист! Всё, что он слышит о нашем мире, он запоминает на всю жизнь.
Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам. Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века в сказках видели одну забаву, достойную низших слоев общества, поэтому сказки, публиковавшиеся в это время для широкой публики, часто переделывались и переиначивались согласно вкусам издателей. Приблизительно в это же время в среде русских литературоведов зреет интерес именно к подлинным русским сказкам как к произведениям, способным стать фундаментом для изучения русского народа, его поэтического творчества. При этом сказки свидетельствуют о гениальной способности народа создать гармоничный образ окружающего мира, отражающий основы человеческого бытия.
Русская народная сказка не дает нравоучений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они систематически воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Маша и медведь» предостерегает, что в лес одним нельзя ходить, так как можно попасть в беду! А уж если так случилось, то не стоит отчаиваться, а нужно стараться найти выход из сложной ситуации. Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д.
Произведения устного народного творчества (сказки, пословицы, песенки, потешки) дают возможность окунуться в стихию родного языка. А русская народная сказка оказывает значительное влияние на духовно-нравственное развитие ребенка. В ней ярко выражены положительные и отрицательные черты персонажей. Положительный герой всегда становится победителем, а злодей либо меняется в лучшую сторону, признав свою вину, либо бывает наказан. Слушая сказку, ребенок ассоциирует себя с положительным героем, проживает вместе с ним все события сказки.
Таким образом, читая сказку, ребенок вместе с героем постоянно становится перед выбором между хорошим и плохим, добром и злом, правдой и ложью, любовью и ненавистью, между желанием и долгом. Все это способствует формированию тех качества, которые помогут детям прожить красивую и достойную жизнь. И в этом поможет такой незаменимый инструмент формирования нравственно здоровой личности ребенка, как русская народная сказка.
Список использованной литературы
1. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком - дошкольником литературного произведения: избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 2003. - 66 с.
2. Использование сказки как средства нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста // Дипломная работа. - [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=651671#1)
3. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в современном мире: учебное пособие для студентов. — М.: Изд-во Библиополис, 2016.— 98 с.
4. Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников[Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://lib.convdocs.org/docs/index-104220.html
5. Слинкова Ю.В. Сказка как средство нравственного воспитания старших дошкольников // Дипломная работа. – 29.10.2018. [Электронный ресурс]