Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Обучение измерительной деятельности старших дошкольников

Степанова Ирина Васильевна,
воспитатель ГБДОУ № 101
Выборгского района Санкт-Петербурга
В настоящий момент одними из актуальных задач в образовательной области «Познавательно-речевое развитие» являются формирование представлений о величине предметов и обучение детей 5-6 лет измерительным навыкам. Овладение детьми измерением величин подводит их к пониманию величины как математического понятия, положительно влияет на интеллектуальное развитие, значительно расширяет представление об окружающем мире, позволяет старшим дошкольникам использовать измерительные приборы (термометр, весы, часы, линейка и другие) для решения повседневных бытовых проблем.
Потребность в простейших измерениях возникает у дошкольников в практических делах: вырезать одинаковые по длине и ширине геометрические фигуры, построиться по росту на физкультурном или музыкальном занятии, рассчитать необходимое количество воды для полива комнатных растений. Эти потребности решаются детьми самостоятельно или совместно с педагогами в процессе режимных моментов дошкольного учреждения.
Все предметы окружающего мира имеют свои свойства (цвет, размер, величина, материал). Например, апельсин может быть оранжевым, сладким, кислым, твердым, круглым. Эти свойства воспринимаются органами чувств человека, но среди них есть и такие, которые имеют объективную оценку и могут быть измерены. Величина – это свойство предмета. Она имеет количественную оценку. Например, арбуз имеет массу и размер, шкаф - высоту, длину, ширину.
В дошкольной методике процесс знакомства с величинами и их измерением (длина, масса, время, ёмкость) осуществляется в основном с помощью условной мерки, принятой за единицу измерения данной величины. Например, если мы измеряем количество крупы в кастрюле, то за условную мерку можем взять полный стакан крупы. В процессе измерения дети получают не только навыки измерения величины, но и новое представление о роли числа. Число выступает в качестве меры величины. Таким образом, дети овладевают умением применять числа в счете измеренных мерок.
Какие величины должны усвоить старшие дошкольники?
- Длина – это характеристика линейных размеров предмета, которую можно сравнить на глаз, приложением, наложением или с помощью условной мерки.
- Масса тела – это физическое свойство тела, которое можно измерить взвешиванием или прикидкой на руке.
- Емкость – это объем мер жидких или сыпучих тел с помощью условной мерки.
- Время – непрерывная величина, длительность протекания процессов.
В процессе знакомства детей с измерением для начала им рассказывают смысл и значение этой деятельности, а затем объясняют различные варианты измерения и правила, а также алгоритм действий. В практической части занятий ребенок выполняет конкретные задания.
Методика знакомства дошкольников с измерением включает в себя три этапа:
1. Выделение и сравнение свойств и качеств предметов без измерения.
2. Сравнение предметов по величине с использованием условной мерки.
3. Знакомство со стандартными мерами и измерительными приборами (линейка, весы, часы).
Дошкольников необходимо познакомить с правилами линейного измерения (определение точки отсчета, приложение мерки, счет количества мерок), измерения сыпучих и жидких веществ (наполнение мерки, счет мерок), измерения массы тел (знакомство с особенностями и видами весов).
В результате последовательной и грамотной работы в этом направлении старшие дошкольники осваивают измерение как способ оценки величины в организованной и самостоятельной видах деятельности (опытах, экспериментировании, игре, решении проблемных ситуаций), понимают зависимость между размером мерки, измеряемой величиной и числовым значением, проявляют познавательную инициативу, планируя предстоящую деятельность (обследование, сравнение, преобразование, моделирование).

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»