Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Игра - как ведущее значение для развития личности ребенка

Тюлютаева.Арита Каландаровна,
воспитатель ГБДОУ № 68
Кировского района Санкт-Петербурга
Для любого ребёнка игра является важнейшим способом воспитания. «Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А.Сухмлинский. Поэтому, игру не даром называют «ведущей», так как именно в игре ребёнок познаёт окружающий его мир, а также входит в мир социальных отношений.
Игра – важнейшее средство, формирующее и развивающее коммуникативные умения и навыки, интеллектуальный уровень, духовные и физические силы ребенка. Игра развивает речь и способность к обобщению, помогает установить связь  различных фактов и явлений, тренирует память и внимание, воспитывает инициативу, дисциплинированность. Через игру ребёнок познаёт самого себя, познаёт свои возможности.
Значение игры для  формирования  личности трудно  переоценить.  Не случайно Л.С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития». В игре реализуются потребность ребенка в воздействии на мир, осуществляются  те поступки, к которым он  будет  способен  в  реальном  поведении  лишь  через некоторое время. Согласно Л.С. Выготскому, игра является  основным источником развития малыша и создаёт «зону ближайшего развития». Именно поэтому игра должна быть неотъемлемой частью любого занятия с детьми. Л.С. Выготский подчеркивал: «Игра, являясь с биологической точки зрения подготовкой к жизни, с психологической стороны раскрывается как одна из форм детского творчества» Когда ребёнок находится в игре, для него не существует реальности, дети становятся творцами своего будущего. Для детей дошкольного возраста игра имеет особое значение. Она является учёбой, трудом, серьёзной формой воспитания.. 
Современные исследования Д.Б. Эльконина, Е.Е. Кравцовой и других авторов показывают, что игра дошкольников,  особенно если она осуществляется при умелом руководстве взрослых, способствует развитию у них  воображения - основы творческого мышления. . Перед взрослым стоит задача научить детей играть, создать дружный, организованный коллектив. Ему предстоит научить детей из неуверенности решения умственной задачи логически рассуждать, искать разные варианты решения самостоятельно.
Игра – важное средство умственного воспитания. В игровой деятельности формируется интерес и готовность ребенка к предстоящему учению, развиваются  познавательные способности.
Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным. Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
Известный исследователь детской  игры  Д. Б.  Эльконин  подчеркивал, что в  игре интеллект ребенка направляется за эмоционально - действенным  переживанием, и происходит  первичная эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой  деятельности.  
Использование игр и игровых форм в организации обучения у дошкольников приводит к стимулированию творческой активности, развитию таких личностных качеств, как патриотизм, гуманность, трудолюбие, целеустремленность, активность. В игре развиваются организаторские навыки, а также умение управлять своим поведением, контролировать его в соответствии с общепринятыми правилами. В психическом развитии ребенка игра выступает,  прежде  всего,  как средство овладения миром взрослых.
Именно в игре дети получают возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, проявить симпатию к товарищу по игре, освоить нормы поведения при взаимоотношениях с другими детьми. Д.Б. Эльконин в исследовании «Психология игры» (1978) отмечал: «…человеческая игра – такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» .
Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.
Игра учит ребенка принимать сложные, порой нестандартные решения, совершенствует быстроту индивидуальной и коллективной реакции; позволяет получить такие знания и умения, которые ни один из участников не мог бы получить в одиночку.
Важное значение игры и в том, что она обеспечивает психологический комфорт, создает атмосферу эмоционального тепла, защищенности.
Через игру, которая сопровождает человека с раннего детства, происходит передача накопленных поколениями жизненных знаний, она является не только средством развития, воспитания, но и обучения. Не случайно В.А. Сухомлинский  называл игру – «огромным светлым окном», через которое ребенок получает живительный поток представлений об окружающем мире, и сравнивал игру с искрой, зажигающей в душе малыша свет любознательности.
Об огромном  значении игры в жизни детей  дошкольного возраста  еще  в начале ХХ века  Н.К. Крупская писала так: «...игра для них учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».
Как справедливо отмечается в современной педагогической литературе, воспитательное значение игры «…во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения  всевозможных игр».
Игра является не только значимой частью жизни каждого человека, причем, не только в детские годы,  но и неотъемлемой  частью человеческой культуры. 
Понять природу игры, определить ее характерные черты, проанализировать причины возникновения стремились, начиная с XIX века, многие отечественные и зарубежные исследователи. 
Первые попытки разработать теорию игры были предприняты К. Гроосом, Г. Спенсером и др. Несмотря на множество принципиальных отличий, их теории имели одно общее: понимание игры исходило из представлений о том, что игра относится к унаследованным инстинктам. В основе этих тенденций лежали представления о тождественности процессов психического развития у детенышей животных и у детей. 
Согласно биологизаторским теориям, игра ребенка освобождает врожденную биологическую потребность в активности,  одинаково  присущую  как животным,  так  и  человеку.  
В иностранной психологической литературе распространены также «глубинные» теории, в которых игра считается выходом из реального мира в мир грез (К.Левин, Ж. Пиаже). 
Следует назвать и  натуралистическую теорию Дж. Дьюи,  где игра трактуется как стремление «приспособиться к среде обитания человека». 
Несостоятельность таких взглядов опровергают сами детские игры, которые отличаются по содержанию не только в зависимости от исторической эпохи, но и от географических, экономических и других условий.
Иной взгляд, обусловленный историческим развитием человечества,   изложен в трудах В. Вунда, Г.В. Плеханова. Немецкий психолог и философ В. Вунд впервые высказал убеждение что, игра - это «дитя труда», а Г.В. Плеханов в работе «Письма без адреса» (1912 г.) пришел к выводу, что игра имеет многовековую историю, ее истоки следует искать  еще в первобытном обществе. По его мнению, в истории общества труд предшествовал игре, определял ее содержание, а в жизни отдельного человека игра предшествует труду. В этом заключается социальное назначение игры: она необходима для  передачи многовекового опыта из рода в род, она готовит детей к труду.
Современный ученый, автор многих исследований по теории игры Д.Б. Эльконин выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой игры. На основе анализа этнографического материала он сделал вывод, что в первобытном обществе детской игры не существовало. Труд и орудия труды был примитивны, для выживания рода дети очень рано начинали принимать участие в работе взрослых, помогали в сборе плодов, в ловле рыбы. С усложнением орудий труда, с развитием скотоводства и земледелия произошли  изменения  в положении ребенка в обществе: он перестал быть участником в работе взрослых, уделом  детей стали игры-упражнения. Вместо настоящих орудий труда дети получили  игрушки для упражнения в трудовых действиях (игрушечные лук, копье), которые можно назвать моделями настоящих орудий. С развитием техники, с распространением различных ремесел, игрушка перестала быть моделью - она стала образом орудий труда. С такой игрушкой нельзя было совершать настоящие действия, но можно было их  изображать. Так возникла ролевая игра, именно в ней ребенок может реализовать свое стремление к активному участию в жизни взрослых. В воображаемой ситуации ребенок  воспроизводит действия, взаимоотношения взрослых.
Итак, игра как особый вид деятельности человека возникла на определенном историческом этапе не и не под влиянием внутренних, врожденных инстинктов, а в результате конкретных социальных условий жизни общества. 
Особый вклад в разработку теории игры, в понимание ее «природы» внес известный ученый-психолог Л.С. Выготский. Он писал: «Игра, являясь с биологической точки зрения подготовкой к жизни, с психологической стороны раскрывается как одна из форм детского творчества».
Игра - наиболее доступный, освоенный и желанный вид деятельности, в процессе которого ребенок получает и перерабатывает из окружающего мира знания, впечатления и тем самым познает его. В то же время, играя, ребенок не только познает мир, но и воздействует на него, преобразует в соответствии со своими представлениями и потребностями. В играх дети не просто воспроизводят то, что видят в реальной жизни, а преобразуют свои впечатления, передают свое отношение, мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, с художественной, эстетической  деятельностью.
В самой природе игры заложена возможность  перевоплощения, она является и мощным средством развития и одновременно «продуктом» воображения. «В процессе игры развивается воображение ребенка, под влиянием которого имеющиеся знания комбинируются, а действительные, реальные представления сочетаются с выдумкой и фантазией. Без выдумки, воображения не существует игры», - отмечает современный автор.
Именно в игре можно  у ребенка формируются умения находить собственное решение, способность действовать в плане образных представлений. В игре постепенно закладывается необходимая для развития воображения свобода обращения с игровым материалом, легкость в замене одного предмета другим, возможность увидеть нужную для игры вещь в самой простой палочке или кусочке бумаги.
Самостоятельность человека в создании игрового сюжета  безгранична: играющий может возвращаться  в  прошлое,  заглядывать  в  будущее,  много раз повторять одно и то же действие, которое  приносит  удовлетворение,  дает возможность ощутить себя всемогущим и желанным. Можно сказать, что игра для малыша – это «машина времени». Она дает ему удивительную возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит  через много лет.  
Игра является одновременно способом познания и своеобразной формой отражения действительности. «По своей природе игра ребенка - это отобразительная деятельность. В основе  игра – сюжетно-ролевая или творческая – отображает впечатления детей об окружающей жизни, их знания, понимание происходящих явлений природы и бытовых событий», - пишет Е.И. Новикова. 
В природе игры заложено удивительное чувство удовлетворения, которое возникает в процессе игрового действия. Большинство исследователей (В.В.Давыдов, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) отмечают, что возникновению игрового интереса способствуют следующие факторы:
<>······Литература:
  1. Игра дошкольника. / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989.  286.с.
  2. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой  деятельности дошкольников.  М.: Айрис-пресс, 2004.  107.с.
  3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: ACADEMA, 2000.  416.с.
  4. Новикова Е. И. Современный справочник воспитателя детского сада. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.  448.с.
  5. Основы дошкольной педагогики./Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. М.: Педагогика, 1980. 271.с.
  6. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. С-Пб.: Смысл, 2005.  334.с.
  7. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.  400.с. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»