Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Толерантное воспитание детей в детском саду

 
Алексеева Виктория Сергеевна,
воспитатель 
ГБДОУ детский сад № 76
Санкт-Петербург
Наши дети живут в обществе, открытом для новых технологий, культур и традиций. С раннего возраста закладывается в дошкольниках важнейшее нравственное качество — доброта. Подрастающему поколению необходимо привить желание быть добрым по отношению к каждому человеку на земле. Занятия по толерантности в детском саду в игровой форме открывают ребятам красоту мира в его разнообразии, многоголосии, многонациональности.
Российская Федерация — многонациональное государство. В последние десятилетия усиливаются миграционные процессы в большинстве регионов. Группы в детских садах часто являются смешанными, то есть комплектуются детьми разных национальностей. Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) закреплено положение о доступности образования для каждого ребёнка независимо от национальной принадлежности.
У детей нет предубеждений. «Ты открыто и искренне улыбаешься — ты хороший человек». «С тобой весело играть — ты хороший друг». «Ты рассказываешь интересные вещи и помогаешь мне узнавать новое». Ребёнок стремится к общению. И он не делает никаких предположений о людях по их цвету кожи или разрезу глаз. Можно сказать, что дети по природе своей толерантны. Их взгляды формируются и претерпевают изменения под внешним воздействием (разговоры взрослых, высказывания по телевидению, бездумно повторяемые затем старшими ребятами). Воспитание чувства толерантности — одно из требований к современному педагогу дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
В современном мире актуально воспитание духовно-нравственных ценностей через работу образовательных организаций (детских садов, развивающих центров, школ). Но воспитание доброты, чуткости, терпимости начинается в семье. Деятельность педагогов в рамках духовно-нравственного развития раскрывается на занятиях в ДОУ, на консультациях и мастер-классах для родителей, в проведении праздничных мероприятий. Сейчас детям много говорят об их правах и порой забывают сделать акцент на том, что права и свободы имеет каждый член общества. Эти общечеловеческие истины об уважении личности в детском саду повторяются вместе с родителями.
Понятие толерантности шире национальной терпимости. Это доброе отношение человека к окружающим людям, чьи взгляды, религиозные убеждения, внешний вид отличаются от его собственных. Занятия по воспитанию толерантности в детском саду включают в себя вопросы национальных и культурных различий, привитие уважения к лицам разного возраста (как к пожилым людям, так и к малышам), принятие людей с ограниченными возможностями.
Воспитание доброго отношения к окружающим людям — часть образовательного процесса в ДОУ. Мероприятия по толерантности проводятся начиная с младших групп, воспитатель учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей при планировании занятий. Среди методических рекомендаций по воспитанию терпимости у дошкольников выделяют использование следующих приёмов:
  • доступная форма передачи или поиска информации:
    • познавательные беседы с детьми 2–4 лет,
    • эвристические беседы (самостоятельное решение проблем) в старших группах;
  • игровые приёмы:
    • дидактические игры («Придумай продолжение истории», «Как поступить по-доброму в ситуации…»),
    • сюжетно-ролевые игры («Путешествие по странам: в Африку/Азию/на Крайний Север», «В аэропорту», «Встречаем иностранных гостей»),
    • использование перчаточных кукол и других игрушек для проведения занятия (в младших группах),
    • создание игровых ситуаций на занятии («Полёт вокруг света»);
  • наглядность:
    • использование на занятии наглядных материалов: картинок, фотографий, плакатов, атласов и энциклопедий, глобусов,
    • посещение выставок (в краеведческом или историческом музее: экспозиции о малых народах);
  • интеграция образовательных областей (сочетание разных форм изучения материала):
    • музыка: прослушивание композиций, разучивание народных песен,
    • танец: просмотр выступлений народных ансамблей (видеозаписи), обучение характерным движениям национального танца,
    • продуктивное творчество: изготовление поделок.
Индивидуализация осуществляется в разработке заданий по интересам воспитанников. В среднем дошкольном возрасте происходит разделение предпочтений у девочек и мальчиков. Изучать костюмы, причёски, выпечку разных форм, народные игрушки и куклы увлекательно для девочек. Мальчиков можно заинтересовать национальным оружием, героическими сказками и легендами.
Занятия по воспитанию толерантности необходимо проводить в занимательной форме. Рассуждения воспитателя о терпимости к представителям разных народов, культур и вероисповеданий детям, скорее всего, будет непонятны и неинтересны. Следует помнить, что у дошкольников преобладает непроизвольные внимание и память. Дети концентрируют внимание на том, что удивляет и манит, о чём хочется узнать как можно больше. Яркие события, необычные занятия и весёлые игры откладываются в памяти ценным опытом. Способность к произвольному вниманию начинает формироваться в возрасте 6–7 лет. Поэтому занятия по толерантности в детском саду необходимо начинать с создания мотивации — стимулировать интерес дошкольников к последующей деятельности.
Занятия по толерантности в детском саду проводятся в разных формах, объединяет их тематика — доброе отношение к ближним. В младших группах само слово «толерантность» в беседах с воспитанниками не звучит, с малышами говорят о дружбе, справедливом отношении к окружающим, добрых делах. Для детей 2–4 лет занятия чаще организуются интегрированные — с песнями, танцами, играми, простыми творческими заданиями. У старших дошкольников формируется способность к длительной концентрации внимания: они могут вдумчиво изучать фотоматериалы, карты. Уровень аналитических способностей позволяет детям 6–7 лет строить предположения и делать выводы. Поэтому в старшей и подготовительной группах теме толерантности посвящаются занятия НОД (непосредственно образовательной деятельности).
Занятия по воспитанию толерантности проводятся нечасто, рекомендуется включать их в календарно-тематическое планирование несколько раз в учебном году (например, в ноябре, январе и апреле). Структурные элементы занятия подвижны: воспитатель планирует формы и порядок работы с учётом конкретной группы, чтобы занятие прошло результативно. Обязательный элемент — этап рефлексии в конце занятия. С ребятами необходимо подвести итоги (старшие делают это самостоятельно), предоставить возможность высказаться — что на занятии понравилось, на что оно вдохновляет, хочется ли узнавать о толерантности больше.
К сожалению, не все воспитатели включают занятия по формированию толерантности в рабочее планирование. В саду проводится ежегодно Неделя толерантности, но этого недостаточно. К теме национальной терпимости необходимо возвращаться регулярно в образовательном процессе — это условие современной жизни.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»