Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие профессиональных компетенций педагога
через организацию форм  работы по приобщению
детей к чтению художественной литературы

Владимирова Анна Николаевна
Внедрение в систему образования инновационных педагогических технологий, максимальная индивидуализация образовательного процесса, создание условий для самореализации и саморазвития всех участников педагогического процесса актуализируют проблему готовности педагога к развитию своих педагогических компетенций в образовательном пространстве, так как в системе образования ключевая роль принадлежит педагогу.
Педагогическая компетенция рассматривается как уровень владения педагогом умениями проектирования, создания и внедрения нового в образовательный процесс, обеспечивающий преобразование интеллектуального, мотивационного, творческого потенциалов личности обучающегося и педагога.
Исходя из такой трактовки педагогической  компетенции педагога, ее структуру мы видим через совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимодополняемых компонентов: проективного, когнитивного, технологического, креативного и регулятивного.
Проективный компонент  наделен параметрами обновления обучения, отбора оригинального сочетания, в том числе нетрадиционных средств обучения.  Основным его показателем является умение прогнозировать новые параметры воздействия и взаимодействия с воспитанниками.
Показателями когнитивного компонента выступают: владение знаниями методологических, теоретических основ теории педагогической инновации и системой оригинальных интеллектуальных операций.
К ведущим показателям технологического компонента относятся: умение сочетать и эффективно применять традиционные и инновационные способы обучения, умение организовывать педагогический эксперимент.
Креативный компонент раскрывается в способности педагога нестандартно, оригинально, по- новому воспринимать и организовывать учебно- воспитательный процесс. Включает в себя параметры нестереотипности восприятия, творческого преобразования. Показателями данного компонента являются: умение продуцировать множество решений, чувствительность к проблемам педагогической деятельности.
Регулятивный компонент содержит элементы контроля, упорядочивания, коррекции процесса инновационной деятельности, управления своими эмоциями и чувствами. Предназначен данный компонент для отслеживания эффективности, результативности процесса. Его показателями являются: умение управлять инновационным процессом и способность к самоорганизации.
Определяясь с темой, в рамках которой мы хотели развивать свои профессионально-педагогические компетенции, мы руководствовались тем, что приобщение детей к чтению художественной литературы предполагает использование традиционных методов и приемов, а также цепь реализованных новшеств. При этом оно более успешно, когда включает в себя также сферы, влияющие на общий результат, т.е. носит комплексный характер. В этом плане создание партнерских отношений с родителями и налаживание взаимосвязей с социумом позволяет наиболее нестандартно и эффективно подойти к вопросу приобщения детей к чтению художественной литературы. Данная проблематика имеет широкие возможности для реализации креативного, проективного, технологического и когнитивного компонента педагогической компетенции.
 
 
Актуальность выбранного направления работы

 
  • Одной из ведущих особенностей развития образования на современном этапе является стремление обеспечить обновление содержания образования на современном этапе.
  • Приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования.
  • В последнее время исследователи отмечают ряд негативных тенденций в области детской литературы и детского чтения (сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей, их замедленном вхождении в книжную культуру и замещение ее культурой визуальной).
  • Крайне важным звеном в деле приобщения детей к книге является сотрудничество ДОУ с родителями.
  • На современном этапе работа с семьей требует переосмысления и изменения содержания и форм сотрудничества.
 
Задачи
  • Развивать интерес детей к художественной литературе.
  • Развивать чувство языка, обращать внимание детей на образные средства, прививать чуткость к поэтическому слову.
  • Знакомить родителей с деятельностью (учебной, игровой) детей в детском саду.
  • Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
  • Привлечение родителей к участию   в творческих конкурсах, распространение опыта творческой деятельности среди родителей.
  • Создание благоприятных условий для поддержания тёплых отношений между родителями и педагогами группы.
  • Воспитывать любовь  к родному слову.
 
Нетрадиционные формы работы  по приобщению детей к чтению художественной литературы.
В своей работе по приобщению детей к чтению художественной литературы мы использовали следующие нетрадиционные формы работы.
-создание в группе мини -музея детской книги
-мастер-класс для родителей по изготовлению книжек-самоделок
-выездная библиотека и посещение занятий в библиотеке
-литературная гостиная
-пресс-конференция
-круглый стол
Проведение родительского собрания на тему «Развитие речевой активности детей через чтение художественной литературы» в нетрадиционной форме «Круглого стола» позволило сделать родителей активными участниками обсуждаемой темы и получило положительные отзывы участников.
В конце собрания вниманию родителей был предложен отчетный фильм по результатам работы на тему «Формы работы по приобщению детей к чтению художественной литературы.
 
Таким образом, многообразие инновационных форм работы с детьми и родителями в деле приобщения подрастающего поколения к чтению книг позволили повысить интерес детей к книгам, вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми, привлечь родителей  к активному участию в жизни группы и дает педагогу нестандартно, оригинально, по- новому воспринимать и организовывать учебно- воспитательный процесс, повышая свой  профессиональный уровень.
                                       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абдалина, JI.B. Сущностная характеристика феномена «профессионализм личности педагога» [Текст] / JI.B. Абдалина // Вестник Тамбовского университета. — Тамбов : Изд-во Тамбовского гос. ун-та им. Г.Р. Державина, 2007. — Вып. 9 (53). — С. 48-58.
2. Абдалина, JI.B. Что такое акмеология. Вопросы и ответы : учебное пособие [Текст] / JI.B. Абдалина. — Воронеж : Изд-во Центр научно-технической информации. — 2010. — 192 с.
3. Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища [Текст] / Н.В. Кузьмина. — М., 1989. — 167 с.
4. Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности [Текст] / А.К. Маркова // Советская педагогика. — 1990. — № 8. — С. 42-52.
5. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность [Текст] / В.А. Сластенин, JI.C. Подымова. — М. : ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
6. Фролова, О.С. Некоторые аспекты инновационной деятельности современного педагога [Текст] / О.С. Фролова // Вестник Воронежского Государственного Технического университета. — Воронеж : Воронежский государственный технический университет, 2014. — № 3-2. — С. 245-247.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»