Значение работы с природным и бросовым материалом в детском саду
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования для детей 4-7 лет
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования для детей 4-7 лет
Чудо ручки
Иващенко Галина Алексеевна
Актуальность и обоснованность разработки и внедрения программы «Чудо ручки»Актуальность данной программы состоит в том, что у детей в дошкольном возрасте необходимо развивать мелкую моторику рук, интеллект, развивать пространственное воображение, умение следовать инструкциям взрослого, удерживать внимание на предмете работы в течении длительного времени. Занятия способствуют развитию творческих способностей, учат свободному общению, тренировка рук повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребенка, анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся сразу нескольким основным техникам: работе с бумагой и картоном, с природным материалом, с папье-маше, с пластилином, со спичками и др. Это помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить.
При этом следует учитывать, что программа направлена на :
-создание условий для развития ребенка;
-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;
-изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
-развитие мотиваций к познанию и творчеству;
-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
-укрепление психического и физического здоровья.
Цель:
- Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе деятельности с различными материалами.
- Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.
- Воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов
Задачи:
1. Сформировать у детей интерес к видам труда.
2. Познакомить со свойствами материалов.
3. Познакомить детей с разными приемами работы с бумагой, пластилином, бросовым и природным материалом
4. Развивать умение пользоваться простейшими инструментами.
5. Развивать внимание, мелкую моторику, глазомер, мышление.
6. Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.
7. Воспитывать товарищеские взаимоотношения, взаимопомощь, умение трудиться в коллективе.
Методы и приемы, используемые на занятиях кружка :
- Словесные методы: беседа, вопросы,, стихи, загадки, пословицы, объяснения, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
- Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, показ воспитателя.
- Практические: самостоятельное и совместное выполнение поделки.
Работа по данной программе строится на основе системы дидактических
принципов:
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
5. Игровой принцип вовлечения детей в процессы художественно-образного познания.
Содержание работы кружка « Чудо ручки»
Раздел 1. «Работа с бумагой и картоном».
Раздел 2 . « Работа с тканью и нитками ».
Раздел 3. « Работа с природным и бросовым материалом».
Раздел 4. «Работа с пластилином».
Ожидаемые результаты :
К концу 1 года обучения (4-5 лет) должны знать:
-название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
-название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
-правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.
К концу 1 года обучения должны уметь:
-анализировать под руководством преподавателя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
-правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
-экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея,
- вышивать стежками “вперед иголка”.
К концу 2 года обучения (5-6 лет) должны знать:
- название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
- правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
- правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
- способы обработки различных материалов предусмотренных программой.
К концу 2 года обучения должны уметь:
- правильно пользоваться ручными инструментами;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
- организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
- бережно относиться к инструментам и материалам;
-экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
- самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
- правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.
К концу 3 года обучения (6-7 лет) должны знать:
название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка).
К концу 3 года обучения должны уметь:
правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;
выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
самостоятельно изготовлять изделия, предусмотренные программой (по образцу, рисунку, эскизу).