Запреты для ребенка
Ильина Марина Викторовна,
воспитатель ГБДОУ 145
Центрального района Санкт-Петербурга
Многие родители в нашей стране придерживаются так называемой японской системы воспитания, то есть считают, что ребенку не нужно ничего запрещать. Такие родители и дети есть и в моем окружении.воспитатель ГБДОУ 145
Центрального района Санкт-Петербурга
Мне всегда интересно было наблюдать за такой системой воспитания.
И я размышляла правильно ли это и какие последствия будут у такого подхода к воспитанию?
На самом деле японская система воспитания вовсе не говорит, что ребенку ничего нельзя запрещать. Она говорит, что нужно поощрять тягу малыша к знаниям и позволять ему пробовать все новые виды деятельности, которые он хочет попробовать. Никаких «тебе еще рано» и «ты еще слишком мал». При таком подходе у ребенка к семи годам формируется круг его личных интересов и появляется понимание, к чему у него есть склонность и талант. Дальше начинается суровое воспитание трудом и упорством.
Но это в Японии. У нас же такая система превратилась в «нельзя говорить ребенку нельзя».
Конечно любой родитель хочет вырастить из своего ребенка свободную творческую открытую личность. Но зачастую родители не понимают, что если ребенок не знает разумных запретов, в его мире нет границ. Как отличить плохое от хорошего, если ему разрешают делать и то и другое?
Да и потом, рано или поздно ребенку все равно предстоит узнать слово «нельзя» если не от родителей, так от воспитателей детского сада, учителей в школе, друзей во дворе. Скорее всего, он будет шокирован и рассержен, что кто-то смеет ему что-то запрещать. А значит, ему предстоит пережить немало конфликтов.
К тому же «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода других» .
Свобода заключается в возможности делать все, что не наносит вреда другому и не ограничивает свободу другого. А именно это и происходит в общении 2 детей когда один воспитан без запретов а второй знает что такое можно или нельзя.
Еще один отрицательный момент - если родители не говорят слова «нет», то очень быстро они теряют у ребенка авторитет. В итоге они получают неуправляемое чадо, считающее, что мир вращается вокруг него и все обязаны подчинить свое существование его желаниям и интересам.
Конечно, есть и положительные стороны у такого воспитания. Когда ребенка не одергивают на каждом шагу, он на самом деле куда активнее познает мир и проявляет больше любознательности. А значит, быстрее развивается.
Ребенок, который не знает слова «нельзя», уверен, что в этом мире все в его власти, стоит только как следует захотеть и приложить к этому руку. Нельзя не согласится, жить с такой уверенностью гораздо легче. Пока другие еще сомневаются, он уже попробовал, и если не получилось, нашел новую цель и новую задачу.
Таким образом, я считаю что, запреты ребенку нужны не меньше, чем поощрение. Их должно быть немного и они должны быть обоснованными. А главное, «нельзя» должно распространяться на всех членов семьи.
И еще хочу сказать, по собственным наблюдениям, даже если родители придерживаются так называемой японской системы воспитания, у них как правило, не хватает терпения и сил идти со своей позицией до конца. Они сами устают от своего ребенка, который просто становится неуправляемый. И тогда, происходит обратный эффект, родители начинают бесконечно говорить детям нельзя, не лезь, успокойся. В итоге малыш растет в состоянии дезориентации.
Как правильно запрещать ребенку?
- Запретов не должно быть много. Чтобы ребенок понимал смысл слова «нельзя», под ним должны подразумеваться только самые строгие запреты (например, не выбегать на дорогу, не совать пальцы в розетку)
- Мнение родителей в отношении запретов должно быть единым. Если родители не могут договориться, нужно ли запрещать ребенку что-либо или нет, это сбивает его с толку и может приводить к истерикам.
- Нельзя – значит нельзя! Нельзя отменять свой запрет, даже если ребенок будет упрашивать, плакать или кричать
- Нужно выбрать подходящую интонацию. Психологи утверждают, что запреты нужно озвучивать спокойным тоном, четко и уверенно. Ребенок не должен заподозрить в словах родителя сомнение, иначе он вряд ли воспримет всерьез.
- Не надо ссылаться на мнение других людей. «Не кричи, ты мешаешь соседке делать уроки», «не трогай это, а то нас отсюда выгонят» и т.д. Ограничения, связанные с общественным мнением, кажутся нам естественными. Однако их обилие может привести к тому, что ребенок станет придавать излишнюю важность оценкам и мнениям других людей. Нужно озвучивать ребенку свое личное мнение и чувства, которые родитель испытывает в данной ситуации.