Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Запреты для ребенка

Ильина Марина Викторовна,
воспитатель ГБДОУ 145
Центрального района Санкт-Петербурга
 
Многие родители в нашей стране придерживаются так называемой японской системы воспитания, то есть считают, что ребенку не нужно ничего запрещать.  Такие родители и дети есть и в моем окружении.
Мне всегда интересно было наблюдать за такой системой воспитания. 
И я размышляла правильно ли это и какие последствия будут у такого подхода к воспитанию? 
На самом деле японская система воспитания вовсе не говорит, что ребенку ничего нельзя запрещать. Она говорит, что нужно поощрять тягу малыша к знаниям и позволять ему пробовать все новые виды деятельности, которые он хочет попробовать. Никаких «тебе еще рано» и «ты еще слишком мал». При таком подходе у ребенка к семи годам формируется круг его личных интересов и появляется понимание, к чему у него есть склонность и талант. Дальше начинается суровое воспитание трудом и упорством. 
Но это в Японии. У нас же такая система превратилась в «нельзя говорить ребенку нельзя».  
Конечно любой родитель хочет вырастить из своего ребенка свободную творческую открытую личность.   Но зачастую родители не понимают, что если ребенок не знает разумных запретов, в его мире нет границ. Как отличить плохое от хорошего, если ему разрешают делать и то и другое? 
Да и потом, рано или поздно ребенку все равно предстоит узнать слово «нельзя» если не от родителей, так от воспитателей детского сада, учителей в школе, друзей во дворе. Скорее всего, он будет шокирован и рассержен, что кто-то смеет ему что-то запрещать. А значит, ему предстоит пережить немало конфликтов.
К тому же «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода других» . 
Свобода заключается в возможности делать все, что не наносит вреда другому и не ограничивает свободу другого. А именно это и происходит в общении 2 детей когда один воспитан без запретов а второй знает что такое можно или нельзя. 
Еще один отрицательный момент - если родители не говорят слова «нет», то очень быстро они теряют у ребенка авторитет. В итоге они получают неуправляемое чадо, считающее, что мир вращается вокруг него и все обязаны подчинить свое существование его желаниям и интересам. 
Конечно, есть и положительные стороны у такого воспитания. Когда ребенка не одергивают на каждом шагу, он на самом деле куда активнее познает мир и проявляет больше любознательности. А значит, быстрее развивается. 
Ребенок, который не знает слова «нельзя», уверен, что в этом мире все в его власти, стоит только как следует захотеть и приложить к этому руку. Нельзя не согласится, жить с такой уверенностью гораздо легче. Пока другие еще сомневаются, он уже попробовал, и если не получилось, нашел новую цель и новую задачу.
Таким образом, я считаю что, запреты ребенку нужны не меньше, чем поощрение. Их должно быть немного и они должны быть обоснованными. А главное, «нельзя» должно распространяться на всех членов семьи.
И еще хочу сказать, по собственным наблюдениям, даже если родители придерживаются так называемой японской системы воспитания, у них как правило, не хватает терпения и сил идти со своей позицией до конца. Они сами устают от своего ребенка, который просто становится неуправляемый. И тогда, происходит обратный эффект, родители начинают бесконечно говорить детям нельзя, не лезь, успокойся. В итоге малыш растет в состоянии дезориентации.
Как правильно запрещать ребенку?
  1. Запретов не должно быть много. Чтобы ребенок понимал смысл слова «нельзя», под ним должны подразумеваться только самые строгие запреты (например, не выбегать на дорогу, не совать пальцы в розетку)
  1. Мнение родителей в отношении запретов должно быть единым.  Если родители не могут договориться, нужно ли запрещать ребенку что-либо или нет, это сбивает его с толку и может приводить к истерикам.
  2. Нельзя – значит нельзя! Нельзя отменять свой запрет, даже если ребенок будет упрашивать, плакать или кричать
  3. Нужно выбрать подходящую интонацию.  Психологи утверждают, что запреты нужно озвучивать спокойным тоном, четко и уверенно. Ребенок не должен заподозрить в словах родителя сомнение, иначе он вряд ли воспримет всерьез.
  4. Не надо ссылаться на мнение других людей. «Не кричи, ты мешаешь соседке делать уроки», «не трогай это, а то нас отсюда выгонят» и т.д. Ограничения, связанные с общественным мнением, кажутся нам естественными. Однако их обилие может привести к тому, что ребенок станет придавать излишнюю важность оценкам и мнениям других людей. Нужно озвучивать ребенку свое личное мнение и чувства, которые родитель испытывает в данной ситуации.
Нужно помнить, что родитель является для своего ребенка самым важным человеком на свете. Нужно чаще хвалить его, проявлять внимание, слушать, уважать его свободу. Только тогда ребенок вырастет уверенным в себе, сильным человеком.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»