Воспитать дисциплинированного пешехода
Смолева Татьяна Николаевна
Нескончаем поток транспорта на проспектах и улицах нашего города. По этим же проспектам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Это объясняется тем, что дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Таким образом, у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями в частности и на улице. Поэтому я поставила перед собой цель - формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.Основными задачами изучения правил дорожного движения и поведения на улице я определила:
1.Усвоение детьми дошкольного возраста первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.
2. Формирование навыков сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения, правил для пассажиров.
3.Закрепление знаний о работе светофора.
4.Подготовка детей к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, на улице.
Обучение правилам дорожного движения я начинаю с младшей группы, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.
Воспитание у дошкольников культуры поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице я осуществляю в системе. Знания, сообщаемые детям, я постепенно усложняю, уточняю и дополняю.
В своей работе я руководствуюсь программой «Основы безопасности детей дошкольного возраста», разработанной авторским коллективом (Р.Стёркина, Н.Авдеева, О.Князева), рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации к использованию в работе с дошкольниками. Я изучила требования программы по данной теме. Ознакомилась с методической литературой по темам:
- Организация работы с детьми по обучению правилам дорожного движения.
- Организация и проведение сюжетно-ролевых игр по обучению детей правилам дорожного движения.
- Как подготовить вопросы для викторины с учетом возраста детей.
- Как провести занятие с помощью макета улиц города.
- Организация работы с родителями по предупреждению детского травматизма на дороге.
Беседуя с детьми, я выяснила, что у большинства нет знаний об элементарных правилах дорожного движения. Многие дети вместе с родителями не всегда соблюдают эти правила. Работа приобрела целенаправленность, я ввела для родителей «Дневник дорожной безопасности», в котором каждый родитель в конце месяца отмечал приобретенные ребенком навыки поведения на дороге и знания по правилам дорожного движения.
Я составила план работы с учетом преемственности со школой. В плане отразила как работу с детьми, так и с родителями.
Всю работу с дошкольниками я построила с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, с учётом специфики работы с детьми, страдающими отклонениями в здоровье, с учётом окружающих условий.
В процессе работы я поняла, что наиболее эффективной формой является игра-занятие. Для проведения таких занятий я создала в группе уголок «Светофор». С помощью родительского комитета мы сшили атрибуты для игры: дорогу с разметкой, нагрудные знаки, жезл, шапочки. изготовили вместе с ребятами макеты улицы, перекрёстка, изготовили из картона светофоры, дорожные знаки. Приобрели настольно-печатные игры и плакаты по правилам дорожного движения для дошкольников, пополнили книжный уголок необходимой литературой.
Практическое закрепление знаний осуществляю в сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических игр, настольных и игр с макетом улицы, во время целевых прогулок, экскурсий, бесед, решая с ребятами логические задачи, читая художественную литературу.
Старших дошкольников знакомлю с работой регулировщика. Объясняю, в каких условиях движением управляет регулировщик, для чего ему нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре. В игровой форме познакомила детей с жестами регулировщика: «стой», «внимание», «путь открыт».
Особенно большой интерес у детей и родителей вызывают совместные с родителями досуги, викторины по правилам дорожной безопасности. На совместных мероприятиях я использую интервьюирование, просмотр видеофильмов, игры-эстафеты, просмотр семейных видеофильмов, тематические фотовыставки.
Интересной формой закрепления знаний о правилах дорожного движения являются вечера-развлечения: «Мой приятель Светофор», «Красный, желтый, зеленый», «Юный регулировщик». Играя и одновременно практикуясь, дети прочно усваивают правила дорожного движения.
Знания по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей, как на занятиях, так и вне занятий. Изображая дома, дорогу, дети рисуют пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки. На занятиях по конструированию с увлечением делают «светофор», различные марки машин.
Активно пропагандирую работу по ознакомлению с правилами дорожного движения в семье. В уголке для родителей обновляю материал. Провожу индивидуальные беседы с родителями. Предлагаю им серьезно взглянуть на приобретение их детьми прочных знаний и навыков поведения на улице. Большой отклик у родителей и интерес детей вызывают выставки творческих работ детей и родителей, совместное оформление стендов по правилам дорожной безопасности. Такая работа предполагает обмен опытом, знаниями. Творческая работа каждого участника в отдельности предполагает достижение общего результата. Сотрудничество объединяет интересы детей, родителей и воспитателей, способствует формированию дружеских взаимоотношений между участниками творческой деятельности, и в то же время стимулирует эффект соревнования. Продукт общей деятельности несёт в себе и творческую, и воспитательную, и познавательную, и коммуникативную функцию.
Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему. Рост количества машин на улицах города, увеличение скорости их движения, растущие пробки на дорогах являются одной из причин ДТП. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети.
Обеспечение безопасности детей на дороге остаётся приоритетной проблемой общества. Свидетельством этого являются целевые программы, принятые как на федеральном, так и на региональном уровне.
Литература.
Р.Стёркина, Н.Авдеева, О.Князева. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.3-7 лет /Саулина.
Авдеева. Безопасность. Мет. Пос. Издательство: СПб.: Детство-Пресс, 2011
Баряева. Азбука дорожного движения. Программа и методические рекомендации. Дошкольник. ОБЖ. Издательство: М.: Дрофа, 2008
Вдовиченко. Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. Издательство: СПб.: Детство-Пресс, 2009