Общение воспитателя с родителями
Бурмакина Светлана Викторовна
Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями: кто-то отмахивается от советов воспитателя - «Мы вам их отдали, вы их и воспитывайте», кто-то избегает родительских собраний, другие начинают обвинять педагога во всех возникших проблемах и т.д. Поэтому педагогу важно знать структуру, стили общения, уметь находить выход из конфликтных ситуаций. В педагогической практике именно общение является важнейшим фактором профессионального успеха. По мнению М.И. Скаткина «Высокая техника педагогического общения - не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства».
На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная ...
Да, трудностей на самом деле в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.
Из чего же складывается успех общения? Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
-
Взаимоотношения между воспитателем и родителями не всегда складываются идеально. Конфликты чаще всего возникают не из-за некомпетентности воспитателей, а потому что родители ищут любой повод для жалоб. В последние годы это стало «фишкой» некоторых родителей. Они готовы писать жалобы на все: на пятно на футболке, мокрый носок и даже на то, что воспитатель не улыбался во все 32 во время приема ребенка! ⠀
Все жалобы родителей фиксируются письменно. И если через два часа или наутро вы передумали, то возврата назад уже нет. А воспитателя потом лишают премии.⠀
При этом бывают такие случаи:
— Ребенок может ходить неделю в одних и тех же трусах, но если родители увидят пятно от супа на футболке — жалоба!
— Родители любят подслушивать в коридорах. «Воспитатель орет на детей». И никому не интересно, что воспитатель пытается перекричать 25 детей, потому что нужно садиться за стол. Снова жалоба! ⠀
— Дети, приходящие в 3-5 лет с бутылочкой и в памперсе. Дети, не умеющие в 5-7 лет соблюдать правила и нормы поведения. И нет, это не коррекционный детский сад. Нет никакой возможности воздействия на родителей. Беседы с родителями о поведении ребенка могут обернуться против воспитателя. Ведь опять — жалоба! ⠀
Я утрирую?! Нет, разумеется, есть и замечательные родители в группе, и таких большая часть. Они адекватно реагируют на пятна на одежде, на мелкие синяки и ушибы, полученные во время игр. Они сами воспитаны и не перекладывают ответственность за своего ребенка на чужие плечи. Их дети вежливы и опрятны. Именно ради таких родителей и хочется ходить на работу.⠀
Но в каждой группе найдется 1-2 (хуже, когда больше) родителей, которые будут писать жалобы регулярно. Таким родителям хочется посоветовать — разговаривайте с воспитателем. Все можно решить адекватным и своевременным диалогом!
Самое важное, что должно присутствовать во взаимоотношениях «родитель — воспитатель» — это ДОВЕРИЕ. Без него, к сожалению, прогресса в нашей работе не будет.
Важно понимать, что «ребенок дома» и «ребенок в саду» — это два разных ребёнка. Социальный институт, где много ровесников, предполагает, что ребёнок будет себя «ставить» в коллективе, здесь дети больше раскрываются как личности. И при возникновении определенных ситуаций, где ребенок ведет себя несвойственно для его домашнего поведения, и мы сообщаем об этом родителям, бывает, что сталкиваемся со стеной недоверия: «Это на него не похоже».
Дорогие родители, знайте, мы ничего не придумываем! Наша миссия — сделать все, чтобы ребенок был готов к школе и жизни, заложить в него правила и нормы поведения в обществе, объяснить ему фундаментально важные вещи. В любом случае работа над этим должна быть КОЛЛЕКТИВНОЙ. Давайте мы будем выполнять нашу работу, а Вы — прислушиваться и помогать. Цель у нас одна — лучшее будущее для наших детей!
В идеале между родителем, ребенком и воспитателем должна возникнуть тройственная связь, что-то типа любовного треугольника, только в хорошем смысле. Но на деле такая связь получается не всегда. Наверное, иногда в этом может быть и вина воспитателя, но раз мы сейчас говорим именно о нашей перспективе, то мне бы хотелось сказать вот что: такой коннект в принципе почти невозможен, если мама или папа привели ребенка в сад, но сами еще не сильно уверены, хорошее ли это для них решение. Дети очень чуткие и эти сомнения всегда чувствуют.
Я понимаю, что поступление в сад — это большой этап в жизни каждой семьи. Но родители ведь на самом деле очень много уже всего за ребенка решили — в каком населенном пункте он родится, какой у него будет круг близких взрослых, и все эти факторы окажут огромное воздействие на развитие ребенка. Сад — это одно из таких больших родительских решений, и вы должны быть в нем уверены: что эта та структура, которая нужна вашему ребенку (а не только вам, чтобы иметь возможность работать или хотя бы пару часов в день спокойно побыть дома).
Да, адаптация — это непростой период (прим. ред.: рассказывали о ней подробнее здесь), мы знаем, что это эмоционально очень сложно для родителей, но если у вас действительно крупные сомнения по поводу сада в принципе, они будет транслироваться ребенку и адаптация может растянуться на месяцы. Все-таки в нашей стране есть какие-то другие опции для дошкольников. У кого-то это бабушка, у кого-то — няня, кто-то, может быть, сам готов поменять работу, чтобы график позволял быть дома с ребенком. Если вы приводите малыша в сад с содроганием и мыслями «бедненький мой, сейчас ему тут, как в армии, придется со всеми есть и ходить строем», то вы нашу работу сильно усложняете. Сады изменились, это уже давно не военная зона.
А еще — не думайте о нас свысока, не считайте нас своими заклятыми врагами, мы очень любим ваших детей и очень по ним скучаем.