Развитие математических представлений у детей
дошкольного возраста посредством дидактических игр
Гришина Наталья Менсуевна,
ГБДОУ д/с № 50
Калининского района Санкт-Петербурга
ГБДОУ д/с № 50
Калининского района Санкт-Петербурга
Роль математики в современной науке всё время растёт. Математика нужна для интеллектуального развития личности. Она формирует познавательные и творческие способности. А в дошкольном возрасте как раз и закладывается фундамент умственного развития ребёнка.
В своё время Л.А.Венгер и О.М.Дьяченко предложили осуществлять математическое развитие на занятиях и закреплять в разных видах деятельности, в том числе, в игре.
В дошкольном возрасте игра имеет большое значение для ребёнка. Даже тогда, когда ребёнок пошёл в школу, то ещё какое-то время он всё равно продолжает играть в игры. Как говорила выдающийся советский педагог Н.К.Крупская: «Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива».
Сейчас для математического развития применяют дидактические игры с математическим содержанием. Эти игры закрепляют и расширяют математические знания детей дошкольного возраста.
Когда дети играют, они овладевают сложными математическими понятиями, учатся считать, писать и читать. Самое главное – это привить ребёнку интерес к познанию. Поэтому занятия по математике должны проходить в увлекательной игровой форме.
В дидактических играх существуют правила. И направлены они на расширение определённых задач в обучении ребёнка.
Игры широко применяются в качестве средства обучения, воспитания и развития. В наше время игры разрабатываются таким образом, что для ребёнка, который не понимает или не любит математику, чтоб у него появился интерес к математике. Занятия игровой формы осуществляются с помощью игровых ситуаций и приёмов. Это ещё больше стимулирует ребёнка.
В дидактической игре есть некоторая структура, которая определяет игру и как игровую деятельность и как форму обучения. В понятии «дидактическая игра» подчёркнута её педагогическая направленность, в этом понятии отражается многообразие её применения. Актуальные вопросы, которые являются для рассмотрения:
- Значение дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на занятиях ФЕМП.
- Целесообразное использование дидактических игр и упражнений на разных этапах изучения математического материала различного характера.
- Разработка методических рекомендаций по использованию дидактических игр на занятиях, учитывая дидактические цели занятия и уровень математической подготовленности детей.
- Требования к содержанию игровой деятельности на занятиях в свете идей развивающего и личностно-ориентированного обучения.
Главным в дидактических играх является то, что при проведении этих игр ребёнок самостоятельно приобретает новые знания, когда активно участвует в этом.
На протяжении занятия с использованием дидактических игр можно отследить интерес детей к игре. Если ребёнок потерял интерес к игре, то педагогу надо сразу принять необходимые действия, которые приведут к изменению обстановки. Это может быть эмоциональная речь, поддержка отстающих детей или приветливое отношение к детям. А если интерес присутствует в игре, то дети занимаются с большим удовольствием. И это хорошо влияет на усвоение ребёнком математических знаний.
Когда педагог организует дидактические игры с математическим содержанием, ему необходимо продумать следующее:
1.Цель игры.
2.Количество играющих детей.
3.Какие дидактические пособия и материалы потребуются для проведения игры?
4.Как с наименьшими затратами времени познакомить с правилами игры детей?
5.На какой промежуток времени должна быть рассчитана игра?
6.Каким образом организовать участие всех детей в игре?
7.Какие изменения необходимо внести в игру для того, чтобы поднять активность и интерес детей?
8.Какие следует выводы сообщить детям в заключение, после проведения игры (лучшие моменты в игре, недочёты, результаты усвоения математических знаний, дать оценку отдельным участникам игры, сделать замечания по поводу нарушения дисциплины и т.д.).
К основным структурным компонентам дидактической игры относятся: правила, игровой замысел, игровые действия, дидактические задачи, материалы и оборудования, результаты игры.
Дети получают радость от дидактических игр потому, что они участвуют совместно, побеждают. А, как известно, победа в играх всегда вдохновляет на успех и на новые победы. Таким образом, как отмечает В.А.Козлова, дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление.
В дошкольном возрасте игра имеет большое значение для ребёнка. Даже тогда, когда ребёнок пошёл в школу, то ещё какое-то время он всё равно продолжает играть в игры. Как говорила выдающийся советский педагог Н.К.Крупская: «Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива».
Сейчас для математического развития применяют дидактические игры с математическим содержанием. Эти игры закрепляют и расширяют математические знания детей дошкольного возраста.
Когда дети играют, они овладевают сложными математическими понятиями, учатся считать, писать и читать. Самое главное – это привить ребёнку интерес к познанию. Поэтому занятия по математике должны проходить в увлекательной игровой форме.
В дидактических играх существуют правила. И направлены они на расширение определённых задач в обучении ребёнка.
Игры широко применяются в качестве средства обучения, воспитания и развития. В наше время игры разрабатываются таким образом, что для ребёнка, который не понимает или не любит математику, чтоб у него появился интерес к математике. Занятия игровой формы осуществляются с помощью игровых ситуаций и приёмов. Это ещё больше стимулирует ребёнка.
В дидактической игре есть некоторая структура, которая определяет игру и как игровую деятельность и как форму обучения. В понятии «дидактическая игра» подчёркнута её педагогическая направленность, в этом понятии отражается многообразие её применения. Актуальные вопросы, которые являются для рассмотрения:
- Значение дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на занятиях ФЕМП.
- Целесообразное использование дидактических игр и упражнений на разных этапах изучения математического материала различного характера.
- Разработка методических рекомендаций по использованию дидактических игр на занятиях, учитывая дидактические цели занятия и уровень математической подготовленности детей.
- Требования к содержанию игровой деятельности на занятиях в свете идей развивающего и личностно-ориентированного обучения.
Главным в дидактических играх является то, что при проведении этих игр ребёнок самостоятельно приобретает новые знания, когда активно участвует в этом.
На протяжении занятия с использованием дидактических игр можно отследить интерес детей к игре. Если ребёнок потерял интерес к игре, то педагогу надо сразу принять необходимые действия, которые приведут к изменению обстановки. Это может быть эмоциональная речь, поддержка отстающих детей или приветливое отношение к детям. А если интерес присутствует в игре, то дети занимаются с большим удовольствием. И это хорошо влияет на усвоение ребёнком математических знаний.
Когда педагог организует дидактические игры с математическим содержанием, ему необходимо продумать следующее:
1.Цель игры.
2.Количество играющих детей.
3.Какие дидактические пособия и материалы потребуются для проведения игры?
4.Как с наименьшими затратами времени познакомить с правилами игры детей?
5.На какой промежуток времени должна быть рассчитана игра?
6.Каким образом организовать участие всех детей в игре?
7.Какие изменения необходимо внести в игру для того, чтобы поднять активность и интерес детей?
8.Какие следует выводы сообщить детям в заключение, после проведения игры (лучшие моменты в игре, недочёты, результаты усвоения математических знаний, дать оценку отдельным участникам игры, сделать замечания по поводу нарушения дисциплины и т.д.).
К основным структурным компонентам дидактической игры относятся: правила, игровой замысел, игровые действия, дидактические задачи, материалы и оборудования, результаты игры.
Дети получают радость от дидактических игр потому, что они участвуют совместно, побеждают. А, как известно, победа в играх всегда вдохновляет на успех и на новые победы. Таким образом, как отмечает В.А.Козлова, дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление.