Профессиональная компетентность педагога,
как условие успешной социализации детей
дошкольного возраста с ОВЗ
Гущина Любовь Александровна
воспитатель ГБДОУ детский сад 26
Приморского района Санкт-Петербурга
E-mail: roldugina@list.ru
воспитатель ГБДОУ детский сад 26
Приморского района Санкт-Петербурга
E-mail: roldugina@list.ru
В условиях современного российского образования согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ и Профессиональному стандарту педагога от 18.10.2013 г. №544-н одной из ключевых компетенций педагога является готовность и способность работать с воспитанниками и обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. В связи с этим на сегодняшний день остро встает задача оценки уровня готовности педагогического коллектива к внедрению интегративной практики с целью социализации детей с ОВЗ в общество.
Прежде всего, необходимо понять, из каких составляющих складывается профессиональная компетенция педагога, позволяющая работать с детьми, имеющими ОВЗ. Для этого обратимся к тексту Профессионального стандарта педагога. Сложность работы с данным документом заключается в том, что необходимые для работы с детьми с особыми образовательными потребностями знания, умения и трудовые действия обозначены в нем разрозненно. Итак, в деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного образования для должностей учитель и воспитатель в общепедагогической функции обучение читаем:
- «Необходимые знания: основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики»;
- «Необходимые умения: использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
В функции «развивающая деятельность» значится:
1. «Необходимые знания: основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей».
2. «Необходимые умения:
- владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
- осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психологопедагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ;
- понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов);
- разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся».
3. «Трудовые действия:
- освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями, дети с ОВЗ;
- взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медикопедагогического консилиума;
- разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями программ индивидуального развития ребенка;
- освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу».
После проведения исследования готовности педагогов к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, необходимо задуматься о планировании деятельности в образовательной организации, позволяющей повысить уровень компетентности педагогов по данной проблеме. По результатам проведенного исследования можно определить следующие основные направления работы образовательного комплекса:
- целенаправленное формирование корпоративной культуры интегративного образования;
- налаживание сетевого взаимодействия с образовательными организациями, имеющими успешный опыт интегративной практики, с центрами психолого-медико- социального сопровождения, коррекционными школами;
- организация планомерной адекватной единообразной работы психолого-медикопедагогического консилиума;
- формирование материально-технической базы для обеспечения специальных образовательных условий разным категориям детей с ОВЗ;
- осуществление преемственности в обучении, развитии и психолого- педагогическом сопровождении детей, имеющих ОВЗ, на всех ступенях в условиях образовательного комплекса.
Следует отметить, что в современных условиях необходимо принятие на государственном уровне специальных ФГОСов для разных категорий детей дошкольного возраста с ОВЗ как векторов, ориентирующих педагогов в образовательной работе с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности. Кроме этого, необходима организация обучения педагогов на курсах повышения квалификации основам специальной психологии, дефектологии, логопедии, технологиям и методам коррекционно-развивающей работы.
Главное, что необходимо изменить в учреждениях системы специального образования – это сместить акценты в сторону большей открытости их функционирования, формировать у педагогического коллектива готовность принять на себя ответственность за тех детей и их семьи, которые проживают на курируемой территории и нуждаются в коррекционно-педагогической помощи, создавать условия, модели и технологии для реализации комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в обычных детских.
Список литературы:
1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», датирован 18 октября 2013г.