Развитие сенсорики детей 1-3 лет
Новиченко Мария Юрьевна
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста имеют целью развитие мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
От 1 года до 2 лет дети становятся уже более тонко чувствующими:
Предметы начинают восприниматься объемными, появляются первые ощущения, как это высоко, далеко или близко. Ребенок также продолжает познавать мир при помощи своего собственного тела и сопоставления его размеров с другими объектами.
Зрение также продолжает совершенствоваться, увеличивается его острота, познается большее количество цветов, форм (с обязательным тактильным дополнением в изучении).
Слух малыша становится гораздо тоньше , он легче, чем это было на первом году жизни, просыпается от звуков, голосов, шума техники.
У ребенка появляются вкусовые пристрастия, поэтому накормить его полезной кашей становится сложным занятием, потому что, однажды попробовав вкусный банан или сладкую шоколадную конфету, ребенок будет просить именно свой любимый продукт.
Любимые вкусности малыш уже отличает по запаху, а от нелюбимых отказывается, даже не попробовав.
Особо активно развивается осязание. Малыш стремится все перещупать, погладить, дернуть, пихнуть, что ему дает представление о качественных и количественных свойствах предметов.
Задачи сенсорного воспитания сводятся к тому , что в этом возрасте ребенок должен уметь:
1. Уметь различать как минимум 6 цветов и знать их по названиям. Производить сортировку предметов по определенному цветовому образу.
2. Определять величину согласно трем понятиям: большой, маленький, средний.
3. С легкостью строить пирамидку из 5-8 колечек. Прекрасной тренировкой для крохи является не только стандартное построение пирамидки от большой детали к меньшей, но и обратный вариант.
4. Собирать пазлы и картинки из разрезанных частей. Оптимальное число составляющих варьируется от 4 до 8.
5. Определять форму предметов. Отличать объемные фигуры: куб, шар.
6. Уметь сортировать предметы, имеющие общие признаки. Например цвет, форму или размер, по соответствующим группам.
Игра «Пирамиды и кубики»
Для изучения цветов подберите предметы одного оттенка, а для изучения формы отделите шарики от кубиков. Для изучения размера сложите пирамиду от меньших деталей к большим и наоборот. Обязательно проговаривайте все, что делаете.
Игра «Подражание»
Улыбнитесь ребенку и прокомментируйте это словами «веселый», «добрый», "радостный". Нахмурьте брови, сопровождайте это действие словами «злой», «недовольный». Предложите крохе повторить показанные гримасы.
Игра «Угадай-ка плоды»
В мешочек сложите несколько плодов, известных ребенку: картофелину, морковь, огурец, яблочко, апельсин. Малыш вытягивает по одному и определяет - овощ это или фрукт, описывает его вкусовые характеристики (яблочко – круглое, красное, сладкое и т.д.).
Игра «Найди заплатку»
Предложите малышу выбрать геометрическую фигуру и расположить ее так, чтобы она подошла по форме.
Игра «Подбери фигуру»
Покажите малышу картинку с изображенным предметом. Используя геометрические фигуры, необходимо выложить такой же рисунок. Или же при помощи фигур составьте свою картинку.
Игра «Найди пару»
Предложите малышу игрушки, издающие разные звуки. Задача ребенка - найти игрушку с одинаковыми звуками или подобрать предмет, издающий такой же звук, как у взрослого.
Игра «Ароматная радость»
Предложите малышу понюхать баночку с каким-либо ароматом. Затем кроха нюхает другие баночки и подбирает точно такой аромат.
Игра «Кошка и собачка»
Предложите малышу вырезанных из бумаги животных - кота и собаку. Ему нужно вместо их лапок прикрепить прищепки.
В целях сенсорного воспитания раннего возраста используются игрушки, пробуждающие в ребенке желание производить с ними конкретные манипуляции – например, бросать мяч, складывать кубики, возить машинку или грызть погремушку. Они дают возможность малышу изучать всевозможные цвета, формы, структуры и размеры. Сенсорное воспитание оказывает положительное влияние на работу мозга, развитие мелкой моторики и речевых функций.
Существует целый ряд игрушек для сенсорного воспитания.
1. Мягкие игрушки. Для их пошива используют разные по свойству и составу материалы, наполняют природными или синтетическими волокнами.
2. Сортеры, пирамидки, кубики и другие конструкторы подобного типа.
3. Сенсорное воспитание не обходится без мозаики и конструкторов из различных материалов.
4. Сенсорные коробки с различным наполнением и различной тематики.