Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Развитие сенсорики детей 1-3 лет

Новиченко Мария Юрьевна
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
 Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста имеют целью развитие мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
  От 1 года до 2 лет дети становятся уже более тонко чувствующими:
 Предметы начинают восприниматься объемными, появляются первые ощущения, как это высоко, далеко или близко. Ребенок также продолжает познавать мир при помощи своего собственного тела и сопоставления его размеров с другими объектами.
 Зрение также продолжает совершенствоваться, увеличивается его острота, познается большее количество цветов, форм (с обязательным тактильным дополнением в изучении).
Слух малыша становится гораздо тоньше , он легче, чем это было на первом году жизни, просыпается от звуков, голосов, шума техники.
 У ребенка появляются вкусовые пристрастия, поэтому накормить его полезной кашей становится сложным занятием, потому что, однажды попробовав вкусный банан или сладкую шоколадную конфету, ребенок будет просить именно свой любимый продукт.
 Любимые вкусности малыш уже отличает по запаху, а от нелюбимых отказывается, даже не попробовав.
 Особо активно развивается осязание. Малыш стремится все перещупать, погладить, дернуть, пихнуть, что ему дает представление о качественных и количественных свойствах предметов.  
  Задачи сенсорного воспитания сводятся к тому , что в этом возрасте ребенок должен уметь:
1. Уметь различать как минимум 6 цветов и знать их по названиям. Производить сортировку предметов по определенному цветовому образу.
2. Определять величину согласно трем понятиям: большой, маленький, средний.
3. С легкостью строить пирамидку из 5-8 колечек. Прекрасной тренировкой для крохи является не только стандартное построение пирамидки от большой детали к меньшей, но и обратный вариант.
4. Собирать пазлы и картинки из разрезанных частей. Оптимальное число составляющих варьируется от 4 до 8.
5. Определять форму предметов. Отличать объемные фигуры: куб, шар.
6. Уметь сортировать предметы, имеющие общие признаки. Например цвет, форму или размер, по соответствующим группам.

  Игра «Пирамиды и кубики»
Для изучения цветов подберите предметы одного оттенка, а для изучения формы отделите шарики от кубиков. Для изучения размера сложите пирамиду от меньших деталей к большим и наоборот. Обязательно проговаривайте все, что делаете.
Игра «Подражание»
Улыбнитесь ребенку и прокомментируйте это словами «веселый», «добрый», "радостный". Нахмурьте брови, сопровождайте это действие словами «злой», «недовольный». Предложите крохе повторить показанные гримасы.
Игра «Угадай-ка плоды»
В мешочек сложите несколько плодов, известных ребенку: картофелину, морковь, огурец, яблочко, апельсин. Малыш вытягивает по одному и определяет - овощ это или фрукт, описывает его вкусовые характеристики (яблочко – круглое, красное, сладкое и т.д.).
Игра «Найди заплатку»
Предложите малышу выбрать геометрическую фигуру и расположить ее так, чтобы она подошла по форме.
Игра «Подбери фигуру»
Покажите малышу картинку с изображенным предметом. Используя геометрические фигуры, необходимо выложить такой же рисунок. Или же при помощи фигур составьте свою картинку.
Игра «Найди пару»
Предложите малышу игрушки, издающие разные звуки. Задача ребенка - найти игрушку с одинаковыми звуками или подобрать предмет, издающий такой же звук, как у взрослого.
Игра «Ароматная радость»
Предложите малышу понюхать баночку с каким-либо ароматом. Затем кроха нюхает другие баночки и подбирает точно такой аромат.
Игра «Кошка и собачка»
Предложите малышу вырезанных из бумаги животных - кота и собаку. Ему нужно вместо их лапок прикрепить прищепки.

  В целях сенсорного воспитания раннего возраста используются игрушки, пробуждающие в ребенке желание производить с ними конкретные манипуляции – например, бросать мяч, складывать кубики, возить машинку или грызть погремушку. Они дают возможность малышу изучать всевозможные цвета, формы, структуры и размеры. Сенсорное воспитание оказывает положительное влияние на работу мозга, развитие мелкой моторики и речевых функций.
Существует целый ряд игрушек для сенсорного воспитания.
1. Мягкие игрушки. Для их пошива используют разные по свойству и составу материалы, наполняют природными или синтетическими волокнами.
2. Сортеры, пирамидки, кубики и другие конструкторы подобного типа.
3. Сенсорное воспитание не обходится без мозаики и конструкторов из различных материалов.
4. Сенсорные коробки с различным наполнением и различной тематики.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»