Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности работы с детьми дошкольного возраста,
имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности

Егорова Евгения Юрьевна
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ) – это состояние, при котором нарушены функции центральной нервной системы, что приводит к расстройствам психоэмоционального развития.
Причины возникновения синдрома гиперактивности и дефицита внимания окончательно не выяснены, несмотря на большое количество исследований. На современном этапе считаются доминирующими в развитии синдрома 3 группы факторов:
1) Генетический фактор
2) Повреждение ЦНС во время беременности и родов
3) Негативное действие внутрисемейных отношений
Стартовым механизмом могут послужить непомерные психоэмоциональные нагрузки на детей, вызванные большим объемом учебы и дополнительных занятий, возложенной взрослой ответственностью, которая не под силу ребенку.
Симптомы СДВГ у детей:
  • чрезмерная активность
  • невнимательность
  • рассеянность
  • плохая память
  • проблемы с общением
Можно наблюдать признаки неврологических расстройств таких как тики, спазмы, нарушения развития моторики и речи, иногда синдром сочетается с повышенной тревожностью, заниженной самооценкой.
Первые симптомы выявляются чаще всего в 3-4 года в детском саду, в возрасте 5-7 лет ситуация обостряется. С 5 до 7 Лет - критический период для созревания мозговых структур, в 6-7 лет – становление письменной речи, произвольного внимания. Пик синдрома приходится  на период  с 7 до 12 лет, именно в это время зреют мозговые структуры, ответственные за  мыслительную деятельность, внимание, память.
Неусидчивость, низкий уровень концентрации и другие симптомы не всегда являются следствием СДВГ.
Необходимо полное клиническое обследование, которое включает лабораторные и инструментальные методы исследования, консультации различных узких специалистов.
При подборе лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей  врачи учитывают возраст ребенка, возможные причины развития и вид заболевания, выраженность конкретных симптомов и дополнительных признаков, обстановку в семье.
Большую роль в стабилизации состояния детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности играет домашняя обстановка. Родителям необходимо принимать активное участие в терапии, обеспечивая ребенку:
-достаточную физическую активность
-сбалансированное питание
-полноценный сон
-психологическую поддержку
 
Методы и приемы работы с детьми с СДВГ.
Первоначальная работа с гиперактивным ребёнком должна осуществляться индивидуально.
В работе с гиперактивными детьми используют 3 основных направления:
1.Развитие внимания, контроля поведения, двигательного контроля
2.Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками
3.При необходимости работа с гневом
 
В общении с гиперактивным ребенком можно порекомендовать воспитателю соблюдать некоторые правила:
-не «замечайте» мелкие шалости;
-сдерживайте свое раздражение и не кричите на ребёнка, т.к. от шума возбуждение усиливается;
-при необходимости применяйте позитивный физический контакт (возьмите ребенка за руку, погладьте по голове, прижмите к себе);
-во время занятий посадите рядом, чтобы уменьшить отвлекающие моменты;
-в середине занятия дать возможность подвигаться: попросите что–нибудь поднять, принести и т.п.;
-хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявляйте свой восторг, если он довел какое- то дело до конца.
Педагогу нужно помнить, что  у  гиперактивных  детей умственная деятельность цикличная – они могут продуктивно работать 5-10 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на воспитателя. Дети с СДВГ имеют «мерцающее» сознание. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы сохранить концентрацию внимания. Если голова и тело ребенка с  СДВГ неподвижны, у него снижается уровень активности мозга. Поэтому целесообразно проводить физминутки в течение дня, в которые обязательно включать упражнения на дыхание (умение контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением), глазодвигательные упражнения  и упражнения на растяжку мышц.
Дыхательные упражнения.
1) Дыхание только через левую ноздрю, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария и стимулирует мыслительную деятельность.
2) Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вздохом поднять левую кисть вверх, одновременно опуская правую вниз (движение только в лучезапястном суставе). С выдохом - левая кисть вниз, правая вверх.
3) Вдохнуть - руки через стороны вверх, задержать дыхание. Выдохнуть со звуком «а», медленно опуская руки, задержать дыхание. Вдохнуть – руки через стороны до уровня плеч, задержать дыхание. Выдохнуть со звуком «о», обнять себя за плечи, опустив голову на грудь.
4) Вдох медленный через нос, выдох через рот (губы трубочкой).
Глазодвигательные упражнения. Такие упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга, что актуально для детей с СДВГ.
1) Однонаправленные движения. Глаза и язык вправо - вдох, пауза, в исходное положение- выдох, пауза, глаза и язык влево – вдох, пауза, в исходное положение – выдох пауза и т.д.
2) Разнонаправленные движения. Голова фиксирована. Упражнение выполняется с подключением  дыхания, движений глаз и языка. Глаза направо, язык налево, вдох – пауза  исходное положение-выдох – пауза. Глаза налево, язык направо, вдох – пауза - сходное положение-выдох – пауза.
Упражнения на растяжку мышц:
Наклоны влево - правая рука вверх
Наклоны вправо - левая рука вверх
Наклоны вниз - ноги не сгибаются, руками достать до пола
Так же одним из наиболее эффективных средств в работе с детьми с СДВГ является игра. Игровая деятельность имеет широкие возможности при оказании помощи гиперактивным детям, существенно сглаживая их двигательное беспокойство и суетливость, позволяя контролировать их действия и поступки с помощью определенного игрового сюжета и, связанных с ним, правил и ролей. Особенно полезны в этом плане коллективные игры ритмичного характера, проводящиеся под руководством взрослого. Считается, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей. Такие игры успокаивают ребёнка.
 
Итак, зная особенности гиперактивных детей, понимая, что их поведение обусловлено органическими причинами, работая в тесном контакте с врачами и коррекционными педагогами  (психологом, логопедом), воспитатель   может добиться значительных успехов в развитии и обучении данной категории воспитанников. Максимально устранить симптомы дефицита внимания и гиперактивности у ребенка и избежать неприятных последствий можно только совместными усилиями родителей, врачей и педагогов.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»