Нетрадиционные формы работы с родителями
Максимова Марина Вячеславовна
Одним из приоритетных направлений работы воспитателя в дошкольном учреждении является взаимодействие с семьей. Эта работа направлена, прежде всего, на обеспечение полноценного развития личности ребенка.Работа дошкольного учреждения с семьей всегда была очень сложной и немаловажной. Сложной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Считается, что в современном мире взрослые часто заняты многими делами, что у них остается очень мало времени на своих детей. Родители все разные, с разным воспитанием, социальными установками, с разным уровнем воспитанности и образованности.
Задача педагога - помочь увидеть родителям отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что к ребенку просто необходимо относиться как к личности, у которой уже есть свои интересы, потребности и желания. Педагогу необходимо объединиться с родителями для того, чтобы открывать сильные и слабые стороны ребёнка, быть готовым к эмоциональной, психологической и моральной поддержке.
Жизнь взрослых постоянно усложняется, не хватает времени для живого общения между родителями и ребенком. Поэтому нам, педагогам, необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей. Появилась потребность в организации нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников с целью формирования педагогической грамотности у родителей.
Основные задачи работы:
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;.
В своей работе с родителями мы используем следующие интересные, на мой взгляд, формы:
1. «Почтовый ящик», который находится в приемной. Его цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, т.е. родители могут класть записки со своими вопросами как педагогу, так и узким специалистам, например, психологу, логопеду, свои идеями и предложениями. Иногда эти вопросы являются темой мини-собрания.
2. Современные родительские собрания.
Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. К предварительной подготовке относятся: изготовление памяток, приглашений на собрание, оформление благодарностей. Начинаем собрание с видеозаписи деятельности детей, фрагментов занятий, конкурсных выступлений и других мероприятий, которые проводятся без родителей, показа презентаций о совместной проектной деятельности. Мы ушли от традиционного чтения докладов, считая, что лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. В своих сообщениях представляем особенности жизни группы и каждого ребёнка. Организуя таким образом родительские собрания, мы наблюдаем положительные результаты: родители стали более заинтересованными в жизни детского сада, более активными в его работе. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок.
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками педагогов в любом деле.
Ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. И в этом году у нас была запланирована экскурсия в автогородок. Первыми помощниками выступили родители. По итогам была сделана стенгазета «Наша первая экскурсия» педагогами совместно с детьми, и диск с видеозаписью этой поездки.
3.Наглядно-информационные формы:
Мы постоянно оформляем групповые стенды типа:
- “Для вас, родители”, содержащие информацию о повседневной жизни группы - различного рода объявления, режим, меню и т.п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье, о формах и методах работы с дошкольниками.
- “Советы и рекомендации” под руководством психолога помещаются рекомендации по различным вопросам.
- «Творим и создаем» - уголок рисунков и поделок детей по аппликации, конструированию и лепке.
- «Хотим сказать «спасибо». В данном уголке мы пишем слова благодарности тем родителям, которые оказывают помощь детскому саду. Главное в оформлении этой рубрики — своевременная похвала, теплые слова и частое ее обновление. («Спасибо нашим папочкам за постройку горки!», «Спасибо за проведенный ремонт в группе!», «Спасибо всем, кто принял участие в летнем оформлении нашего участка! »)
- Стенд «Поздравляем» также оформлен в нашей приемной, здесь помещаются поздравительные тексты не только с днем рождения воспитанников. Так, например, вместе с детьми мы изготавливаем стенгазеты для наших пап и мам на праздники, в которых пишем самые теплые слова поздравлений. (Стенгазета к дню матери, 8Марта, 23 февраля, стенгазета к Дню Святого Валентина).
Есть уголок, где мы размещаем грамоты, дипломы, сертификаты, благодарности за участие в различных конкурсах на муниципальном и даже всероссийском уровне. Похвала необходима и детям, и родителям.
У нашей группы есть свой сайт «Мишкины малыши», там размещена полезная информация для родителей нашей группы, родители могут общаться между собой, задавать вопросы воспитателям, и просто быть в курсе жизни нашей группы.
4. Досуговые формы работы с родителями.
Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества.
- Дни добрых дел. Это дни добровольной, посильной помощи родителей группе. Ремонт игрушек, книг, мебели, помощь в создании предметно - развивающей среды группы. Такая форма помогает налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных отношений между воспитателями и родителями.
- Встречи с интересными людьми.
- День дублера. Это мероприятие является новой современной формой работы, направленный на вовлечение родителей в образовательный процесс. Такая форма работы позволяет наиболее полно раскрыть содержание деятельности педагога. Наглядно показать инновационные формы, методы и приёмы работы с детьми, помочь понять родителям необходимость сотрудничества детского сада и семьи.
Сначала мы провели активную работу с родителями по привлечению их к Дню дублера. Определили желающих поучаствовать в мероприятии родителей-дублеров, познакомили их с подробным режимом жизнедеятельности детей в детском саду, с темой недели, с обязанностями воспитателя, с инструкциями по охране жизни и здоровья детей, по технике безопасности при проведении занятий. Родителям была подобрана методическая литература, предварительно обсудили каждое образовательное мероприятие.
С начала рабочего дня воспитатели-дублёры активно включились в педагогическую деятельность: вели утренний приём детей, проводили гимнастику, дидактическую игру, организовали завтрак, занятие по технике оригами, организацию прогулки и игр на свежем воздухе, чтение сказки перед сном, проведение закаливающей гимнастики после сна.
Для нашей группы это был первый опыт, но это был интересный, насыщенный день для всех участников этого мероприятия. Эмоций было очень много и у детей, и у родителей!
Родители, принявшие участие в Дне дублера, на очередном родительском собрании рассказали всем о том, что у них получилось, о своих трудностях, о своих переживаниях, которые они испытывали во время работы с детьми, и том, какое это счастье видеть горящие глазки детей. После этого многие родители, которые близко боялись подойти к детям, высказали свое желание попробовать в следующем году побыть в роли воспитателя.
Выбранная форма работы позволила родителям оценить трудности педагогической деятельности. Родители стали активными участниками образовательного процесса, повысился уровень их педагогической компетентности. Укрепились партнёрские отношения между ДОУ и родителями. Сформировалось понимание значимости данной профессии и уважение к труду воспитателя.
Одной из результативных форм являются выставки совместного творчества. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков, фотогазет, активно участвуют в выставках. У нас в саду проходила выставка рисунков, открыток, газет совместного творчества к празднику «День победы», выставка из природного материала «Дары природы», родители охотно участвуют в акциях «Помоги птицам зимой» (делают кормушки и вместе с детьми их развешивают), «Елочка – красавица» - конкурс поделки к Новому году. Два года подряд мы занимаем призовые места в конкурсе «Укрась участок», где совместно с родителями зимой делаем огромную горку, снежные лабиринты и много ледяных фигур, а летом наш участок украшают цветочные клумбы, садовые фигурки.
Все участники соревнований, выставок, конкурсов обязательно награждаются грамотами и благодарностями на общих утренниках, собраниях.
Важно помнить, что какую бы форму работы педагог не выбрал, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества. Работа по внедрению инновационных форм взаимодействия с семьей в педагогический процесс на данный момент еще не закончена, но мы уже видим результаты: дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества как со своим ребёнком, так и с коллективом педагогов и родителей ДОУ. Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей.
Одним из приоритетных направлений работы воспитателя в дошкольном учреждении является взаимодействие с семьей. Эта работа направлена, прежде всего, на обеспечение полноценного развития личности ребенка.
Работа дошкольного учреждения с семьей всегда была очень сложной и немаловажной. Сложной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Считается, что в современном мире взрослые часто заняты многими делами, что у них остается очень мало времени на своих детей. Родители все разные, с разным воспитанием, социальными установками, с разным уровнем воспитанности и образованности.
Задача педагога - помочь увидеть родителям отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что к ребенку просто необходимо относиться как к личности, у которой уже есть свои интересы, потребности и желания. Педагогу необходимо объединиться с родителями для того, чтобы открывать сильные и слабые стороны ребёнка, быть готовым к эмоциональной, психологической и моральной поддержке.
Жизнь взрослых постоянно усложняется, не хватает времени для живого общения между родителями и ребенком. Поэтому нам, педагогам, необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей. Появилась потребность в организации нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников с целью формирования педагогической грамотности у родителей.
Основные задачи работы:
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;.
В своей работе с родителями мы используем следующие интересные, на мой взгляд, формы:
1. «Почтовый ящик», который находится в приемной. Его цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, т.е. родители могут класть записки со своими вопросами как педагогу, так и узким специалистам, например, психологу, логопеду, свои идеями и предложениями. Иногда эти вопросы являются темой мини-собрания.
2. Современные родительские собрания.
Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. К предварительной подготовке относятся: изготовление памяток, приглашений на собрание, оформление благодарностей. Начинаем собрание с видеозаписи деятельности детей, фрагментов занятий, конкурсных выступлений и других мероприятий, которые проводятся без родителей, показа презентаций о совместной проектной деятельности. Мы ушли от традиционного чтения докладов, считая, что лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. В своих сообщениях представляем особенности жизни группы и каждого ребёнка. Организуя таким образом родительские собрания, мы наблюдаем положительные результаты: родители стали более заинтересованными в жизни детского сада, более активными в его работе. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок.
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками педагогов в любом деле.
Ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. И в этом году у нас была запланирована экскурсия в автогородок. Первыми помощниками выступили родители. По итогам была сделана стенгазета «Наша первая экскурсия» педагогами совместно с детьми, и диск с видеозаписью этой поездки.
3.Наглядно-информационные формы:
Мы постоянно оформляем групповые стенды типа:
- “Для вас, родители”, содержащие информацию о повседневной жизни группы - различного рода объявления, режим, меню и т.п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье, о формах и методах работы с дошкольниками.
- “Советы и рекомендации” под руководством психолога помещаются рекомендации по различным вопросам.
- «Творим и создаем» - уголок рисунков и поделок детей по аппликации, конструированию и лепке.
- «Хотим сказать «спасибо». В данном уголке мы пишем слова благодарности тем родителям, которые оказывают помощь детскому саду. Главное в оформлении этой рубрики — своевременная похвала, теплые слова и частое ее обновление. («Спасибо нашим папочкам за постройку горки!», «Спасибо за проведенный ремонт в группе!», «Спасибо всем, кто принял участие в летнем оформлении нашего участка! »)
- Стенд «Поздравляем» также оформлен в нашей приемной, здесь помещаются поздравительные тексты не только с днем рождения воспитанников. Так, например, вместе с детьми мы изготавливаем стенгазеты для наших пап и мам на праздники, в которых пишем самые теплые слова поздравлений. (Стенгазета к дню матери, 8Марта, 23 февраля, стенгазета к Дню Святого Валентина).
Есть уголок, где мы размещаем грамоты, дипломы, сертификаты, благодарности за участие в различных конкурсах на муниципальном и даже всероссийском уровне. Похвала необходима и детям, и родителям.
У нашей группы есть свой сайт «Мишкины малыши», там размещена полезная информация для родителей нашей группы, родители могут общаться между собой, задавать вопросы воспитателям, и просто быть в курсе жизни нашей группы.
4. Досуговые формы работы с родителями.
Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества.
- Дни добрых дел. Это дни добровольной, посильной помощи родителей группе. Ремонт игрушек, книг, мебели, помощь в создании предметно - развивающей среды группы. Такая форма помогает налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных отношений между воспитателями и родителями.
- Встречи с интересными людьми.
- День дублера. Это мероприятие является новой современной формой работы, направленный на вовлечение родителей в образовательный процесс. Такая форма работы позволяет наиболее полно раскрыть содержание деятельности педагога. Наглядно показать инновационные формы, методы и приёмы работы с детьми, помочь понять родителям необходимость сотрудничества детского сада и семьи.
Сначала мы провели активную работу с родителями по привлечению их к Дню дублера. Определили желающих поучаствовать в мероприятии родителей-дублеров, познакомили их с подробным режимом жизнедеятельности детей в детском саду, с темой недели, с обязанностями воспитателя, с инструкциями по охране жизни и здоровья детей, по технике безопасности при проведении занятий. Родителям была подобрана методическая литература, предварительно обсудили каждое образовательное мероприятие.
С начала рабочего дня воспитатели-дублёры активно включились в педагогическую деятельность: вели утренний приём детей, проводили гимнастику, дидактическую игру, организовали завтрак, занятие по технике оригами, организацию прогулки и игр на свежем воздухе, чтение сказки перед сном, проведение закаливающей гимнастики после сна.
Для нашей группы это был первый опыт, но это был интересный, насыщенный день для всех участников этого мероприятия. Эмоций было очень много и у детей, и у родителей!
Родители, принявшие участие в Дне дублера, на очередном родительском собрании рассказали всем о том, что у них получилось, о своих трудностях, о своих переживаниях, которые они испытывали во время работы с детьми, и том, какое это счастье видеть горящие глазки детей. После этого многие родители, которые близко боялись подойти к детям, высказали свое желание попробовать в следующем году побыть в роли воспитателя.
Выбранная форма работы позволила родителям оценить трудности педагогической деятельности. Родители стали активными участниками образовательного процесса, повысился уровень их педагогической компетентности. Укрепились партнёрские отношения между ДОУ и родителями. Сформировалось понимание значимости данной профессии и уважение к труду воспитателя.
Одной из результативных форм являются выставки совместного творчества. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков, фотогазет, активно участвуют в выставках. У нас в саду проходила выставка рисунков, открыток, газет совместного творчества к празднику «День победы», выставка из природного материала «Дары природы», родители охотно участвуют в акциях «Помоги птицам зимой» (делают кормушки и вместе с детьми их развешивают), «Елочка – красавица» - конкурс поделки к Новому году. Два года подряд мы занимаем призовые места в конкурсе «Укрась участок», где совместно с родителями зимой делаем огромную горку, снежные лабиринты и много ледяных фигур, а летом наш участок украшают цветочные клумбы, садовые фигурки.
Все участники соревнований, выставок, конкурсов обязательно награждаются грамотами и благодарностями на общих утренниках, собраниях.
Важно помнить, что какую бы форму работы педагог не выбрал, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества. Работа по внедрению инновационных форм взаимодействия с семьей в педагогический процесс на данный момент еще не закончена, но мы уже видим результаты: дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества как со своим ребёнком, так и с коллективом педагогов и родителей ДОУ. Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей.