Растем и развиваемся вместе. Воспитывая успешных
детей, мы становимся профессионалами
Гоцка Лариса Юрьевна
Формируя успешную личность ребенка, педагог создает условия для развития творческого и исследовательского потенциала детей, ненавязчиво корректируя проблемные моменты с помощью образовательных технологий, игровой деятельности, решения проблемных вопросов и т.п. Одна из основных задач профессионального педагога - помощь формирования у ребенка успешной личности.В дошкольном возрасте успешность ребенка определяется как совокупность факторов, которые мотивируют ребенка на поисково-исследовательскую, игровую, творческую деятельность, отводя возможному страху совершить ошибку, потерпеть неудачу второстепенное значение. Успешный ребенок получает положительные эмоции от своей активности и продуктов поиска. К таким факторам относятся: родительская любовь, забота и внимание к вопросам и проблемам, интересующим ребенка; одобрение и поощрение его начинаний; понимание и принятие ребенка со всеми его особенностями со стороны взрослых. Именно педагог должен создать тот особый микроклимат в группе детского сада, который поможет развивать личностные качества детей, выявлять скрытые возможности и наклонности каждого.
Одной из проблем является несогласованность требований педагогов и родителей к воспитанию и развитию детей. Педагог для эффективной работы должен учесть все личностные и психофизиологические качества своих воспитанников, наладить взаимодействие с родителями в рамках доверительных отношений. К сожалению, многие родители видят успешность своего ребенка лишь в каком-то отдаленном будущем. Он станет богатым, независимым и свободным от обязательств, он будет обладать властью – все эти укоренившиеся установки принижают период детства как самостоятельного целостного этапа в жизни каждого человека. Многие родители не понимают, не отдают себе отчет в том, что ребенок может быть успешным уже сейчас. А ведь, «самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий». Для ребенка иногда важнее просто погулять и побеседовать со взрослым, чем в спешке бежать на многочисленные кружки и секции, достигая новых и новых высот. Важно для детей быть любимыми в любой ситуации, независимо от своих достижений, важно получать внимание, любовь и поддержку в затруднительной ситуации. Дети в этом возрасте, как правило, уже обладают хорошим словарным запасом, развитой речь ю, любознательны, осуществляют поисковую, исследовательскую деятельность. Работа с детьми идет с преобладанием игровых, развивающих и здоровье сберегающих технологий.
Мы строим образовательную и воспитательную работу так, чтобы дети могли сами организовать свою деятельность. Педагогическая поддержка проходит ненавязчиво, ребята могут сами выбрать тему для обсуждений, задавать интересующие вопросы для обсуждения, педагог лишь задает общую канву и проводит корректировку по мере необходимости.
За этим «лишь» на самом деле стоит большая подготовительная работа, которая будет учитывать личностные характеристики каждого участника деятельности, его индивидуальные особенности. Каждый решенный вопрос, каждый полученный результат является маленькой победой, маленьким шагом в формировании положительной установки к дальнейшему поиску. В такой ситуации очень важно предоставить возможность для действия всем малышам, найти подход к робким и застенчивым, помочь преодолеть языковой барьер приезжим. Активные ребята осваивают пространство группы, им интересны подвижные игры, двигательная активность. Спокойные дети предпочитают настольные игры, могут подолгу работать с лепбуком, получая оттуда необходимый материал и руководство к познавательному поиску. Каждый ребенок, так или иначе, выбирая свой простор для деятельности, одерживает победу, учится раз за разом ощущать себя успешным. «Я хочу и могу. У меня получается. У меня получится и дальше. Если не получилось сейчас, то обязательно получится потом, если не опускать руки, если пробовать снова и снова» — вот те цели, которые мы ставим себе и детям, взаимодействуя с нашими, несомненно, успешными детьми.
Организуя деятельность, связанную с успешностью наших воспитанников, мы ощущаем рост уверенности и в собственных силах.