Педагогический проект
Мы спортсмены
Москаленко Наталья Викторовна
Вид проекта:
- по направленности: практико-ориентированный
- по количеству участников: коллективный (до 25 детей)
- по контингенту: дети 5-6 лет
- по продолжительности: долгосрочный (3-4 месяца)
- место: групповое помещение детского сада, спортивный зал, детская площадка на улице
- материалы и оборудование: мини-лыжи, хоккейные клюшки и шайбы, скакалки (короткие и длинные), мячи, обозначить стартовую и среднюю линии зала; украшение зала (плакат с олимпийским девизом, плоскостные изображения спортсменов и пиктограммы видов спорта); олимпийский флаг; флагшток; запись музыки для праздника; подставка с чашей для «олимпийского огня»; бенгальские огни; 2 гимнастические скамейки; обручи (22 шт.); ленты красного цвета на палочках (4 шт.); экран соревнований с двумя кармашками, на каждом из которых – эмблема команды; флажки с олимпийской символикой для подсчёта баллов (40 шт.); приспособления для прыжков в высоту на 15-20 см; 2 клюшки; 2 воздушных шарика; 2 дуги; держатели для обручей (12 шт.); 2 трубы, прикреплённые к вертикальным планкам гимнастической стенки; шары (диаметр 10 см); 4 корзины для сбора шаров; ёмкости для шаров, закреплённые на верхней перекладине гимнастической стенки; канат; 2 мольберта; 4 фломастера; медали для награждения юных спортсменов.
- наглядные материалы: пиктограммы видов спорта, дидактические и настольные игры, мультфильмы на спортивную тематику, фотографии спортсменов, олимпийская символика (флаг, эмблема, олимпийский огонь)
- Прививать детям интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом.
- Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
- Способствовать формированию у детей умений соревновательной деятельности.
- Способствовать развитию у детей личностных качеств в условиях соревнования (чувство товарищества, коллективизма, желания помочь друг другу.
- Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения.
- Посредством включения детей в активную двигательную деятельность, использования разнообразного спортивного инвентаря и оборудования, создания игровых ситуаций дети овладеют новыми для них двигательными навыками.
- Повысится уровень физического, психического и социального здоровья детей.
- Разнообразные виды деятельности, использование видеороликов, наглядно-демонстративного материала позволят усвоить детям объёмный и довольно сложный для восприятия материал.
1 этап – подготовительный
- Подбор методической и художественной литературы о спорте.
- Подбор дидактических и настольных игр.
- Подбор музыки для комплексов ритмической гимнастики.
- Поиск мультфильмов: «Шайбу! Шайбу!», «Снежные дорожки», «Матч-реванш», «Ну, погоди!», «Футбольные звёзды», «Чемпион».
- Подбор и приобретение необходимого спортивного инвентаря и оборудования для физкультурных занятий (обручи, мини-лыжи, клюшки, вертикальные держатели для обручей).
- Изготовление альбомов «Мои спортивные достижения».
- Наблюдение за толщиной снежного покрова на детской площадке.
- Изготовление атрибутов и нестандартного оборудования для спортивного праздника «Здравствуй, Олимпиада!»
Дети
1. Организованная образовательная деятельность:
- физкультурные занятия по обучению ходьбе на лыжах, элементам игры в хоккей;
- разучивание комплексов общеразвивающих упражнений с предметами и на предметах;
- разучивание комплексов ритмической гимнастики (с обручами, на гимнастических скамейках, с лентами);
- физкультурные занятия по обучению командным играм соревновательного характера (играм-эстафетам).
2. Беседа:
- «О пользе занятий физическими упражнениями»;
- «Летние и зимние виды спорта»;
- «Спортивное оборудование и инвентарь, необходимый для занятий летними и зимними видами спортивных игр и упражнений»;
- « спорт и спортсмены»;
- «Олимпийские игры».
3. Заучивание стихотворений о видах спорта, отгадывание загадок.
Цель: развитие речи.
Родители
4. Домашнее задание: подготовить вместе с ребёнком рассказ о каком-либо спортсмене, посмотреть телепередачи об олимпийских играх.
Цель: способствовать возникновению у детей желания быть похожими на спортсменов-олимпийцев.
Дети
5. Изобразительная деятельность:
- раскрашивание изображений олимпийской символики, разных видов спорта;
- пластилинография: пиктограммы видов спорта;
- аппликация «Олимпийский флаг».
- «Спортивное лото»;
- «Я спортсмен» (зимние, летние виды спорта и спортивные игры);
- «Угадай вид спорта (пиктограммы)»;
- пазлы.
7. Чтение художественной литературы о спорте:
- Е.Ильин «Здесь все - от А до Я - спортивная семья»;
- Е.Озерецкая «Олимпийские игры»;
- В.Г.Гришин, Н.Ф.Осипов «Малыши открывают спорт».
8. Памятки для родителей:
- оформление информационного листа «Профилактика предупреждения плоскостопия».
3 этап – заключительный.
Результат: организация и проведение спортивного праздника «Здравствуй, Олимпиада!»
Сценарий спортивного праздника «Здравствуй, Олимпиада!»
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые судьи, родители и гости. Мы рады видеть вас сегодня в нашем детском саду на Олимпийских играх и поздравляем вас с праздником! Ведь встреча со спортом – это всегда праздник!
Сегодня в программе наших Олимпийских игр командные соревнования, где юные спортсмены продемонстрируют свои достижения в физическом развитии, знании разных видов спорта, олимпийских традиций. А сейчас давайте встречать участников наших Олимпийских игр!
( Звучит музыка А.Пахмутовой «Герои спорта». Обе команды входят в зал).
Ведущий: Полюбуйтесь, посмотрите на весёлых дошколят,
Олимпийские надежды нынче ходят в детский сад!
Кто с мячом, кто со скакалкой,
За рекордом ждёт рекорд!
Смотрят с завистью игрушки
На ребят, что любят спорт!
Стихи: (читают дети обеих команд)
Мы бежим быстрее ветра!
Кто ответит, почему?
Артём прыгнул на два метра!
Кто ответит, почему?
Настя плавает, как рыбка,
Кто ответит, почему?
Отбиваю мячик ловко
И в футбол играю я,
Потому что с физкультурой
Мы – давнишние друзья!
Спорт нам плечи расправляет,
Силу, ловкость нам даёт.
Он нам мышцы развивает,
На рекорды нас зовёт!
Спортсмены - всегда впереди,
Блестят у них медали
И звёзды на груди!
Те звёзды и медали
Они завоевали,
Но все спортсмены наши
Вот также начинали!
Готовясь к боям спортивным сейчас,
Сильней и отважней мы стали.
Соревнования кому-то из нас,
Быть может, подарят медали.
Стать чемпионом, все мы знаем,
Задача сложная для всех!
Соревноваться начинаем –
И твёрдо верим в наш успех!
Лучший праздник – Олимпийский,
Праздник мира и добра.
Мы на нём все Олимпийцы!
Начинать его пора!
( Под музыку «Герои спорта» обе команды перестраиваются в две шеренги).
Ведущий: Итак, к нам прибыли самые сильные, самые находчивые и самые дружные команды. Команда …
Все: «Ракета»!
Ведущий: И команда …
Все: «Радуга»!
Ведущий: Девиз наших игр – олимпийский:
Все: Быстрее! Выше! Сильнее!
Ведущий: Ребята, наши уважаемые гости, вы, конечно же, знаете, что впервые Олимпийские игры проводились в Древней Греции – в Олимпии. Это было более двух тысяч лет тому назад. С тех пор стало традицией: Олимпиада проводится каждые четыре года в разных городах земного шара. И каждый раз Олимпийские игры начинаются с поднятия флага Олимпиады и зажжения Олимпийского огня. Не будем нарушать традиции и мы. И поэтому сейчас наступает торжественная минута. Внимание! Я приглашаю юных спортсменов внести и поднять Олимпийский флаг!
( Дети под торжественную музыку вносят и поднимают флаг).
Ведущий: Внимание! А теперь настало время для торжественной церемонии зажжения Олимпийского огня!
( Девочки исполняют композицию с лентами под музыку «Миг победы»
из кинофильма «О, спорт, ты – мир!»)
(Ведущий зажигает бенгальские огни)
Ведущий: Мы огню такому рады,
Виден он со всех орбит!
Добрый знак Олимпиады –
Факел солнечный горит!
Перед началом соревнований спортсмены произносят клятву олимпийцев.
Клятва олимпийцев.
Ведущий: Кто с ветром проворным может сравниться?
Дети: Мы, олимпийцы!
Ведущий: Кто верит в победу, преград не боится?
Дети: Мы, олимпийцы!
Ведущий: Кто спортом Российской Отчизны гордится?
Дети: Мы, олимпийцы!
Ведущий: Клянёмся быть честными,
К победе стремиться!
Дети: Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!
Ведущий: Ни одни Олимпийские игры не обходятся без судейской коллегии. Наши судьи ……….. и……….. занимают свои почётные места. И сейчас предоставляется слово главе судейской коллегии ……….
Судья: Я поздравляю юных спортсменов с началом соревнований и от имени всех судей обещаю, что мы будем исполнять свои обязанности честно, уважая и соблюдая правила, по которым проводятся Олимпийские игры. Учёт баллов, которые будут получать команды, будет вестись так. Самое большое количество баллов, которое команда может получить за одно испытание – это три балла. Один балл – это один флажок. В этот карман будут составляться флажки, которые заработает команда «Радуга», а этот карман для флажков команды «Ракета». В конце игры мы сосчитаем флажки, победит та команда, в кармане которой окажется больше флажков.
Ведущий: А теперь прошу внимания!
Начинаем Олимпийские соревнования!
Желаю быть честными, смелыми,
Достойными и умелыми!
Итак, первое испытание в командных соревнованиях – это выполнение упражнений с предметами или на предметах.
Чтобы стать здоровым, ловким,
Всем нужны нам тренировки.
Становитесь по порядку,
Дружно делайте зарядку!
1. Домашнее задание команд.
(Выступление команд. «Ракета» - на гимнастической скамейке, «Радуга» - с обручами.
Судьи при оценке учитывают следующие показатели:
-правильность выполнения упражнений;
-синхронность и чёткость выполнения упражнений.
(Судьи объявляют баллы за выполнение упражнений. Ставят соответствующее количество флажков в карман каждой команды).
Ведущий: Королевой спорта принято считать лёгкую атлетику. И один из её видов – бег.
Он бывает очень разный,
Но всегда такой прекрасный:
Быстрый, медленный и средний,
Бег с препятствием, барьерный.
И выигрывает тот,
Кто ни в чём не отстаёт.
На всех летних Олимпийских играх спортсмены всегда соревнуются в беге. Поэтому, следующим испытанием будет эстафетный бег. Прошу обе команды занять свои места на линии старта.
2. Эстафетный бег. Обе команды в колоннах перед стартовой линией. На другой линии (на расстоянии 5-10 м) напротив каждой колонны лежат обручи (всего 2 обруча).
По сигналу первые игроки команд бегут каждый к своему обручу, впрыгивают в центр обруча, поднимают обруч, продев через себя, над головой, затем опускают обруч на пол и возвращаются к своим колоннам, давая старт следующему игроку команды касанием руки. А сами встают в конец колонны. Побеждает та команда, в которой начинающий эстафету игрок снова станет первым.
Ведущий: Молодцы, ребята! Бегаете вы очень быстро! А теперь посмотрим, как вы прыгаете. Прыжки – это вид спорта, который тоже является основным в Олимпийских играх. И следующая эстафета так и называется «Прыжки».
3. Эстафета «Прыжки».
По сигналу первые игроки команд начинают прыжки в следующем порядке: разбег и прыжок вверх, стараясь достать обруч (подвешенный выше поднятой руки ребёнка на 25-30 см), затем прыжки на 2-х ногах из обруча в обруч ( 3-4 обруча), далее прыжки на 2-х ногах через палки ( поднятые на 15-20 см). Передать старт следующему игроку команды касанием руки.
Ведущий: Итак, эстафета с прыжками завершена. И пока судьи подсчитывают баллы, мы немного отдохнём.
3. Аттракцион.
« Весёлый хоккей»
Ребята, а вы умеете играть в хоккей? И гол забить сможете? А если вместо шайбы будет воздушный шарик? (Вызываются по игроку от обеих команд. Им дают клюшки и по воздушному шарику, показывают ворота и предлагают забить шарик в ворота. В аттракционе участвуют все желающие)
(Судьи объявляют баллы за эстафеты, ставят флажки в карманы)
Ведущий: Ребята, а кто из вас знает: какие животные принимали в Олимпиадах Древней Греции? … Правильно, лошади. Лошади участвуют и в современных Олимпийских играх. Только раньше лошадей запрягали в колесницы, а теперь проводят соревнования по верховой езде… Итак, вы уже, наверное, догадались, какая эстафета будет следующей…
Мчаться, мчаться колесницы,
Ветерок играет в спицах.
Вы садитесь на коней,
Мчитесь к финишу быстрей!
4. Эстафета «Быстрые колесницы».
Каждой команде даётся по одному обручу. Обруч – это «колесница». Один игрок одевает обруч сверху на себя и держит его обеими руками у пояса, он – лошадка. Следующий игрок держится за обруч, он – наездник. «Колесница» должна промчаться «змейкой» между кеглями (3 – 5 кеглей, расставленные на расстоянии 1 м одна от другой), обогнуть ориентир и, вернувшись к своей команде, передать обруч следующим двум игрокам. За каждую сбитую кеглю снимается один балл из … баллов, которые даются каждой команде перед началом эстафеты.
Ведущий: Молодцы, ребята! Дружные команды! А вот в следующей эстафете, чтобы преодолеть все препятствия, вам нужно быть очень ловкими!
Вновь вас эстафета ждёт.
Олимпийцы, все вперёд!
5. Эстафета с препятствиями.
Первые игроки команд сначала должны «змейкой» пролезть в каждый обруч (5 обручей, закреплённые поочерёдно вертикально на высоте 30 см от пола), затем залезть по гимнастической стенке до самого верха, достать шар и опустить его в трубу, далее спуститься вниз, взять шар из корзины, куда он упал из трубы, проползти по-пластунски в воротики, бегом вернуться к своей команде, положить добытый шар в корзину, передать эстафету следующему игроку касанием руки. Победит та команда, которая быстрей закончит эстафету и наберёт больше шаров.
Ведущий: Итак, судьи подсчитывают баллы. А вас, дорогие ребята, я сейчас попрошу быть очень внимательными.
Олимпийцы должны прыгать, бегать, метать.
Олимпийцы должны очень многое знать.
Буду знания ваши сейчас проверять,
Ну, а вы дружно будете мне отвечать.
Загадки: Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю… (зарядку).
Если будешь закаляться,
Физкультурой заниматься,
То тогда по всем законам
Станешь точно … (чемпионом).
На дорожках стадиона
Вырастит он чемпиона.
Каждый день без остановки
Он проводит тренировки. Кто это? (тренер)
В играх раз в четыре года
Все участвуют народы.
Здесь спортсмены – сплошь герои,
Знаешь, что это такое? (Олимпиада)
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки,
И несут меня не кони,
А блестящие … (коньки).
Не обижен, а надут,
Его по полю ведут,
А ударят – нипочём
Не угнаться за … (мячом).
На снегу две полосы,
Удивились две лисы.
Подошла одна поближе:
Здесь бежали чьи-то … (лыжи).
Вышел Ванечка на лёд,
По воротам шайбой бьёт.
Палкой шайбу бьёт Ванюша…
Нет! Не палкой! Это … (клюшка).
Удачный пас – в ворота гол!
Как называется игра? … (футбол).
Музыка и яркий свет –
Зрелища красивей нет.
В танце кружатся спортсмены,
Лёд для них – как будто сцена (фигурное катание)
Шайбу клюшкой метко бей,
Коль играешь ты … (в хоккей).
Любят все с мячом играть –
Вверх бросать и отбивать.
Только это не футбол,
Что же это? … (баскетбол).
(Судья объявляет баллы. Ставит флажки в карманы)
Ведущий: Ребята, тот, кто хочет быть победителем, должен быть ещё и сильным. Спортсмены на Олимпиаде в Древней Греции обязательно мерились силой в борьбе. Борьба входит в программу Олимпийских игр и сейчас. Померяемся силой и мы.
6. Эстафета «Перетягивание каната».
Игроки каждой команды встают по обе стороны каната и по сигналу начинают его тянуть, каждая команда – в свою сторону. Побеждает та команда, которая первой перетянет соперника на свою сторону (за черту).
По окончании эстафеты игроки присаживаются на гимнастические скамейки.
Ведущий: Чтоб друг другу помогать,
Нужно всем стараться.
Чтоб ещё дружнее стать –
Будем улыбаться!
7. Аттракцион «Подари улыбку другу».
Посередине зала ставится 2 мольберта с чистыми листами ватмана, на каждом – по 2 фломастера красного цвета. От каждой команды выбирается по два игрока. После слов ведущего: «Пожелай добра друг другу, подари улыбку другу!» - дети в течение 30 секунд рисуют улыбки. Побеждает команда играющих, нарисовавших большее количество улыбок.
Ведущий: А сейчас, наши юные спортсмены,
Я прошу внимания!
Судья объявит нам сейчас
Итоги соревнования!
Судья: Вы как олимпийцы соревновались,
Мы видели все: вы очень старались!
Вы сильными, смелыми, ловкими были
Награды сегодня все заслужили! (Объявляет итоги)
Ведущий: Вручить награды!
(Вручение наград)
Ведущий: Ребята, в спорте, как и в жизни, время идёт, всё меняется: одни чемпионы сменяют других, новые соревнования приходят на смену прошедшим…Спорт – это не только рекорды. Это прежде всего стартовая площадка в страну здоровья, бодрости и хорошего настроения. Спортивных успехов вам, ребята! Наш олимпийский праздник заканчивается. И наши победители сейчас совершат круг почёта, а мы поприветствуем их аплодисментами!
(Дети совершают круг почёта)