Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста
Зюзина Екатерина Владимировна
В последние годы достаточно много уделяется внимания для развития и формирования детей, как всесторонне развитой, духовно богатой личности.Государством в целом поддерживается всестороннее развитие личности ребенка, а также детским садам отведена немаловажная роль в осуществлении всестороннего развития детей дошкольного возраста. Помимо физического, умственного и нравственного развития ребенка, значительное место в работе детского сада занимает и художественно-эстетическое развитие. Среди занятий, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит занятиям, посвященным художественно-эстетическому развитию, это занятия по лепке, музыкальные занятия, прослушивание художественной литературы, театрализованные спектакли, а также занятия, в которых дети сами принимают активное участие (поют, ставят театральные сценки, водят хороводы). Педагоги дошкольных учреждений, нередко с участием родителей, принимают участие в оформлении помещения садика, а также участка.
Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (театра, литературных произведений, музыкальных композиций). Самое главное, чтобы работа воспитателей базировалась на действующей в дошкольном учреждении программе с учетом современного уровня развития искусства, а также с учетом возраста и подготовки воспитанников с постепенным и последовательным усложнением требований.
Поскольку с каждым годом все больше уделяется внимания в развитии эстетического и эмоционального восприятия искусства, то использование в художественно-эстетическом развитии ребенка различных видов искусства дает возможность для его личностного развития, активизирует творческий, мыслительный процессы, углубляет эмоции, развивает чувства и интеллект.
Эстетическое развитие осуществляется в различных видах творческой деятельности: трудовой, конструктивной, изобразительной, литературной, музыкальной и др. Эстетическое развитие ребенка происходит в процессе эстетического воспитания. Благодаря эстетическому развитию происходит обогащение чувственного опыта, эмоциональной стороны личности, развиваются творческие способности ребенка.
В процессе художественно-эстетической деятельности у ребенка развивается и эстетический вкус – способность судить о прекрасном или безобразном по чувствам удовольствия или неудовольствия, испытываемого от предмета или явления. Вкус ребенка проявляется в эстетических оценках и зависит от развитости ума, чувств, зависит от общей культуры личности.
Эстетические чувства начинают проявляться с раннего детства.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте у ребенка развивается познавательный интерес и любознательность и задачи педагога и родителей состоят в том, чтобы всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности.
В течение всего дошкольного периода у ребенка происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет.
Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимает его на более высокий уровень. В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов, особую роль при этом играет формирование у них обобщенных способов обследования предметов. От способов обследования зависит структура формируемых образов.
Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать в дальнейшем от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, усваивает знания о материалах, используемых для изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.
Очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого, поэтому поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку играет большую роль в формировании у ребенка отношения к миру и искусству в целом. Так же, пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на предмет, музыку, картину особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса. Обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, воспитатель может научить детей воспринимать картину или предмет, как предмет искусства.
для всестороннего развития ребенка, большую роль играет его художественно-эстетическое развитие. С раннего возраста взрослый может привить ребенку художественно-эстетический вкус с поддержанием его дальнейшего развития. Родители и воспитатель на протяжении всего дошкольного периода должны поддерживать вокруг ребенка атмосферу, которая будет способствовать развитию эстетических чувств, художественного вкуса.
Развитие художественных способностей основывается на формировании высокой нравственной потребности – потребности к творческому труду у детей. Без усилий, без определенной доли затрачиваемого самим ребенком труда невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить в душу ребенка высокие нравственно-эстетические начала. С этой целью, в детском саду предоставляются всем детям равные и реальные практические возможности для развития способностей в разных областях искусства. Успех этой работы будет зависеть от того, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития.
Для того чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования художественно-эстетического отношения к жизни» пишет Б.Т.Лихачев.
Сущностные художественно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы.
Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога.
К методам эстетического воспитания относятся следующие методы:
1. метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот метод предполагает, чтобы произведения искусства отличались высокой художественностью, а при слушании детьми стихов, сказок, музыки важно не только точное воспроизведение воспитателем текста, но и эмоционально-образное его исполнение;
2. метод убеждения – этот метод позволяет развивать у детей эстетическое восприятие, элементы художественного вкуса. Особенность этого метода состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно;
3. метод приучения, упражнения в практических действиях. Этот метод предполагает, чтобы ребенок проявлял желание украсить, улучшить окружающее, т.е. посильно преобразовать его и порадовать этим своих сверстников, взрослых;
4. метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим проявлениям. Используя этот метод, воспитатель предлагает детям придумать рассказ, нарисовать или слепить по замыслу.
Например, тема «Весенние цветы», чтобы нарисовать ее творчески, детям в группе много рассказывается о весенних цветах, об особенностях их строения, о том как и когда появляются весенние цветы, воспитатель также может рассказать о таком природном явлении как весна, показать иллюстрации или открытки с изображением цветов. Кроме того, воспитатель может расспросить детей, какие весенние цветы они знают, какими они бывают. Дети в свою очередь делятся впечатлениями о разнообразии весенних цветов, о событиях, во время которых они увидели эти цветы. Вместе дети делают рисунки весенних цветов, аппликации.
Учитывая особенность темы, занятия могут проходить в изостудии, а могут в музыкальном зале или, как в случае с темой «Весенние цветы», занятия могут проходить на улице, где воспитатель с воспитанниками могут рассмотреть весенние цветы.
Кроме того, полезны творческие задания, вырабатывающие у детей творческое мышление, креативность, смекалку и фантазию.
Например, на занятиях «Алиса в зазеркалье» дети под руководством воспитателя, решают сложные задачи, чтобы помочь Алисе вернуться домой, решают ребусы, придумывают яркие наряды друзьям Алисы, рисуют лабиринт и т.д.
Во время занятия воспитатель помогает детям, задавая наводящие вопросы, дает подсказки, помогает с выбором подручного материала.
Своеобразие детского творчества заключается также в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности, как подражание. Оно находит широкое отражение в игровой деятельности детей – образной реализации их впечатлений от окружающего мира. Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников.
Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он еще неустойчив, один сюжет меняется другим, но чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее.
Для сюжетно-ролевой творческой игры характерно не только наличие замысла в выборе и определении темы, сюжета, но и творческого воображения в их осуществлении. Крупская Н.К. писала: «Пусть поезд, на котором они едут, построен из стульев, пусть дом построен из щепок. В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения».
Творческое воображение детей проявляется и в том, что они для своих игр нередко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных и театральных постановок. То есть, они комбинируют свои знания, впечатления от увиденного и услышанного, объединяя их в одно целое. Нередко дошкольники, изображают в игре то, чего нет в действительности. Например, играя с резиновыми игрушками-зверятами, ребенок может наделить их способностью летать или ездить за рулем автомобиля. Искренность детей в игре находит самое яркое выражение.
Так же как и в игре, творчество детей проявляется и в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребенок остается таким же искренним, как в игре: он не просто копирует увиденное, а передает свое отношение к нему.
Конечно, детей нужно учить новому и неформальному, чему-то необычному, но не художественной технике взрослых, а новому видению, новому пластичному пониманию пространства. Необходимо отходить от общепринятых штампов, дать возможность детям развиваться и проявлять индивидуальность.