Развитие памяти у детей старшего дошкольного
возраста средствами дидактического материала
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется, это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.
В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психические процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребенка. Дидактические игры представляют большую ценность в развитии памяти дошкольников.Память ребенка формируется в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на данном возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.
Различают кратковременную и долговременную память, а так же виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала: моторную, слуховую, зрительную, вербальную (словесную) логическую.
Преобладание у человека того или иного вида памяти говорит о том,как ему легче воспринимать информацию: виде зрительных образов или словесной информации, совершая какие то действия или выстраивая логические цепочки.
У дошкольников преобладает непроизвольное запоминание (запоминание без цели, поэтому если вы хотите чему-то научить ребенка,необходимо помнить, что цель обучения должна быть эмоционально значима для него – достигнув цели, ребенок ждет похвалы или удивления взрослого.Лучше сохраняется материал, который поразил и увлек ребенка, кроме того старшие дошкольники очень любят игры- соревнования
Только при его организации запоминание становится логическим;
наличия потребности в правильном и точном запоминании и припоминании, стремления проверить его результаты.
Следует дать те средства и рациональные приемы, которые помогут им удержать в памяти и воспроизвести в нужный момент необходимую информацию,побуждать ребенка контролировать и оценивать мнемическую деятельность, как свою, так и сверстников. А для этого целесообразно сравнивать результаты воспроизведения с образцом. Но следует помнить, что только у детей 5-6 лет сочетание задачи на запоминание и самоконтроль повышает эффективность памяти. И все-таки в любой период дошкольного детства ребенку лучше два раза воспринять материал и в промежутках попытаться его воспроизвести, чем воспринимать большее число раз подряд, не восстанавливая заученное в самом процессе запоминания.
Развитию произвольной памяти способствует дидактическая игра. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не показывая открыто дидактическую позицию.
Во многом внимание дошкольника зависит от изобретательности взрослых, их фантазий. К семи годам у ребенка начинает формироваться произвольная память (сознательное запоминание, это связанно с физиологическим развитием ребенка).
Выделим основные равила запоминания, соблюдение которых поможет вашему ребенку при обучении в школе:
-Детская память характеризуется тем, что заучивание похожего материала стирает предыдущий. Поэтому, прежде чем приступить к изучению нового материала, сделайте перерыв или дайте ребенку сменить деятельность.
-Чтобы запомнить новый материал его лучше всего учить на ночь.
-Чтобы ребенок лучше запомнил новый материал,ему при изучении необходимо задавать вопросы: о чем это? Что про это говорится?
Дидактические игры созданы для обучения через игру. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и со взрослыми.
Словесные игры - это игры для детей, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В таких играх дети должны самостоятельно находить признаки сходства и различия предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, отгадывать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т. д.
Дети с увлечением играют в настольно-печатные игры. Это может быть домино, парные картинки или лото. Каждая игра ставит перед ребенком различные развивающие задачи, которые он должен решить в процессе игры.
Игры с предметами, в них можно использовать как игрушки, так и реальные предметы. Играя в такие игры, ребенок сравнивает предметы, устанавливает их сходство и различие. В играх с предметами дети учатся устанавливать последовательность, сравнивать, классифицировать.
Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли. Когда вы определяете правила игры, в которую хотите играть, не ставьте слишком жестких или невыполнимых пока для ребенка условий. Ребенок должен получать радость от выполнения задания.При помощи дидактических игр развиваются, необходимые каждому ребенку интеллектуальные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается на процессе школьного обучения и имеет большое значение для дальнейшего развития личности.