Тематическое родительское собрание в старшей группе
Развитие речи детей 5-6 лет
Муромцева Екатерина Александровна
Цель: Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи:
- Расширить представление родителей о речевом развитии детей 5-6 лет.
- Познакомить с речевыми играми для их использования в домашних условиях.
- Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.
- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.
Предварительная работа:
- анкетирование родителей
- изготовление с детьми пригласительных на родительское собрание
- подготовка презентации «Один день ребенка в детском саду»
- Консультация «Как читать с детьми» в родительский уголок.
Ход родительского собрания:
1. - Добрый вечер, уважаемые родители! Очень рада видеть сегодня Вас в нашей группе. Наше родительское собрание посвящено теме «Развития речи детей в условиях детского сада и дома». Для начала предлагаю вам посмотреть презентацию «Один день в детском саду».
- Вот так весело и дружно мы проводим время в нашем детском садике. Мы не только кушаем и играем, но и активно общаемся, ежедневно развиваем речь детей.
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие».
Согласно ФГОС содержание образовательной области «Речевое развитие направлено» на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.
Задачи программы «От рождения до школы» по развитию речи:
Старший дошкольный возраст:
Продолжать развивать речь, как средство общения.
Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
Поощрять попытки делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации.
Формировать умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи.
Старший дошкольный возраст:
Совершенствовать представление о смысловой стороне слова, обогащать речь антонимами, синонимами, многозначными словами, обобщающими наименованиями, активизировать образные слова, сравнения, эпитеты, точные глаголы.
Развивать фонематическое восприятие, произносительную и интонационную сторону речи.
Учить дифференцировать на слух и правильно произносить близкие в артикуляционном и акустическом отношении звуки.
Упражнять в правильном произнесении звуков в словах и скороговорках, стихотворениях.
Учить правильно регулировать темп и громкость произнесения, интонацию.
Содействовать освоению трудных случаев словоизменения.
Формировать способы словообразования глаголов, существительных, прилагательных.
Совершенствовать структуру предложений, содействовать активному использованию разных типов предложений.
Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого.
Учить передавать словесно содержание сказки, картинки, впечатлений из личного опыта в форме короткого сочинения, рассказа, рассуждения, описания.
2.Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?
- Описание игрушек, предметов
- Составление рассказа по картине
- составление пересказа
- знакомство с художественной литературой
- ЗКР, скороговорки, чистоговорки
- составление и разгадавыние загадок
- развитие мелкой моторики, конструирование, пальчиковые гимнастики
- разучивание стихов
- обогащение словарного запаса
3. Игра –практикум на развитие памяти и логики. Поочередно показываю карточки с изображением предметов. Родителям необходимо связать предметы в единый рассказ, а затем в обратном порядке назвать все предметы на карточке.
Все наши занятия проходят коллективно, как бы мы не старались подходить индивидуально к каждому ребенку, это не сравнимо с тем, как бы вы дома могли уделить время вашему ребенку.
Игра-тренинг «Мой ребенок в моих ладошках». Обведите ваши ладошки или ладошку, на каждом пальце напишите буквы имени вашего ребенка. И на каждую букву придумайте ласковое слово, а в центре ладошки нарисуйте символ, кто для вас ваш ребенок: солнышко, звездочка, зайка и т. д. . Это будет вашим подарком для ваших детей. Придете домой, обнимите своих детей и расскажите им какие они у вас хорошие.
От общения детей и родителей в первую очередь зависит речь ребенка. Дети учатся культуре общения у взрослых, они смотрят на вас.
4. Итоги анкетирования.
5. Рекомендации игр по развитию речи:
Две сороконожки бежали по дорожке.
Бежали, бежали, друг друга повстречали.
Друг друга повстречали, крепко обнимали.
Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.
Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.
Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками. Игра называется «Проглот».
Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:
«У меня живет проглот,
Все подряд проглот жует,
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота».
Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.
В качестве таких предметов для пальчиковых игр можно использовать природный материал(жёлуди, каштаны, орехи и др.), любые мелкие игрушки, мозаики, детали конструкторов, спички без серы и многое другое. Но главное условие это должна быть игра, тогда ребенку будет интересно.
Игра «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и говорю слово. Игрок , поймавший мяч, называет слово противоположное по значению (сильный - слабый, теплый - холодный, высокий - низкий, добрый - злой, веселый - грустный).
Игра «Цепочка слов». Мы поочередно называем слова, но каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч - чемодан - нитки…).
Игра «Назови одним словом». Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна - деревья).
Игра «Подбери много слов». Я называю глагол, а вы должны подобрать к нему слова, подходящие по смыслу (летит - воробей, комар, жук, пчела; плачет - ребенок, человек, кошка; плавает - кораблик, рыба, утка).
Игра, «Какой?» Я называю слово, а вы должны подобрать к нему как можно больше определений (мяч - резиновый, круглый, большой, красный).