Консультация для воспитателя
Роль развития мелкой моторики у детей 2-3 лет
Коробков Елена Владимировна
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно –двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первыевпечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возрастаЧто такое мелкая моторика ?
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной,мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой ввыполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Мелкая моторика, как утверждают ученые, развивается уже в новорожденный период. Первоначально малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять; берет предметы всей ладонью, потом только двумя пальчиками; учится правильно держать ложку, карандаш, кисть.
Ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Так как в головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому, при стимуляции моторных навыков пальцев рук, речевой центр начинает активизироваться. Таким образом, для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.
Развивая мелкую моторику рук , идет формирование таких особенностей, как:
-Воображение. Учеными доказано, что просмотр картинок не отличается от работы с придуманными образами с точки зрения работы головного мозга. Воображение способствует развитию пространственного мышления и креативности.
-Планирование. Ребенок при взаимодействии с предметами учится оценивать вероятные последствия того, что он делает. У детей формируется понимание того, что им нужно сделать для достижения нужного им результата.
-Усидчивость. Игры и упражнения делают детей более усидчивыми и терпеливыми. Они учатся концентрироваться на определенной задаче для достижения цели.
-Память. После занятий лучше запоминаются зрительные образы.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит особенно, все зависит от психо-физиологических особенностей. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.
Мелкую моторику рук развивают:
-пальчиковые игры , где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности
-игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых)
-игры с предметами : пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, -игры с карандашами, пальчиковыебассейны с различными наполнителями.
-рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);лепка -застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.
-массаж пальчиков . Мелкую моторику рук развивают также физические разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.).Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными. Работа может проводиться как индивидуально, так и с 2-3 детьми.
Советы воспитателю.
Чтобы упражнения и игры давали свой результат, важно помнить о нескольких правилах:
-Ваши занятия должны вызывать интерес у ребенка. В противном случае он просто не будет выполнять то, что вы ему говорите. Нагрузка должна быть адекватной его возрасту, а упражнения нужно проводить в игровой форме.
-Принимайте активное участие. Совместные занятия мотивируют его, помогают укреплять взаимоотношения.
-Почаще хвалите ребенка. Для детей крайне важно получить одобрение того, что они делают. Даже если занятия будут очень увлекательными, но ребенок не будет чувствовать, что вы цените его усилия, то он быстро потеряет к ним интерес.
-Не делайте упражнения слишком длительными. Не нужно доводить до переутомления малыша, иначе ваши с ним занятия будут у него ассоциироваться не с совсем приятными впечатлениями.
-Используйте специальные игрушки для развития мелкой моторики. Это могут быть сенсорные коврики, музыкальные игрушки с клавишами, деревянные или пластиковые погремушки и т.д. Для этих целей очень полезны сортеры.
-Занятия должны быть ежедневными. Не нужно думать, что вы проведете одно очень длинное занятие и это будет полноценной заменой нескольким коротким упражнениям.
-Постепенно переходите от простого к сложному. На первых этапах можно выполнять все самостоятельно, демонстрируя малышу, как правильно он должен делать. В дальнейшем нужно добиваться от него, чтобы он делал все сам.В ходе простой, постепенно усложняющейся игры в детском мозге закладывается фундамент умственного развития, что впоследствии окажет влияние на память и внимание малыша, его способность логически мыслить. Ребенок с недостаточно развитой моторикой пальцев не только имеет проблемы с речью — он может отставать и в психомоторном развитии.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.