Роль сказки в развитии творческих способностей
детей дошкольного возраста
Шавленок Лариса Ивановна,
педагог-организатор ГБОУ
Центра образования № 167
Санкт-Петербурга
Современная концепция дошкольного воспитания диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания Дошкольный возраст— это возможность первоначального раскрытия творческих и познавательных сил ребенка. и применения педагогически выверенных методов и средств.педагог-организатор ГБОУ
Центра образования № 167
Санкт-Петербурга
Формирование творчески активной личности ребенка, способствует, с эстетической точки зрения, пониманию прекрасного и уметь давать ему оценку.
На рубеже 60-70-х годов ХХ века появился уникальный метод работы с внутренним миром ребенка с помощью сказки.
Сказка – это повествовательное, народнопоэтическое произведение о вымышленных мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил (Ожегов).
Цель работы со сказкой - активизация творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
Первая информация об окружающем мире идет от родителей, воспитателей через сказку, игру.
Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа является эффективным средством передачи этих качеств из поколения в поколение. Сказка — незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.
Сказочные образы будят фантазию ребенка, стимулируют развитие эстетических чувств, помогают разобраться в сложнейших категориях «прекрасное-безобразное», формируют умение ценить и беречь прекрасное.
Русские народные сказки являются ценным материалом для воспитания эстетических чувств дошкольников, так как дают детям образцы духовного богатства, приобщают к культурному наследию, создаваемому многими поколениями. Именно в русских народных сказках нашли отражение моральные нормы жизни каждого человека, которые вырабатывались многими поколениями в по вседневной и трудовой жизни.
Основные задачи в работе по развитию творческих способностей через сказку:
- создавать условия для детей, способствующие освоению сказок, через творчество;
- закрепить и расширить знания детей о сказках;
- развивать творческие навыки, коммуникативные умения;
- способствовать поддержанию русских-народных традиций;
- продолжать вовлекать детей, родителей в совместную деятельность по знакомству со сказками, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;
- создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
- Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы.
Дети с удовольствием включаются в игры-драматизации, как под руководством педагога, так и самостоятельно. Благодаря использованию различных нетрадиционных методов и приёмов при работе со сказкой, они научились видеть происходящие события с различных сторон. Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, малыши получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты, творческой мысли, которые станут основой их взрослой жизни, надёжными спутниками.
Очень важно привлекать к работе родителей. Это может быть беседа, опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка», домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам), консультации для родителей.
Таким образом, дети, знакомясь со сказками, с традициями, бытом русского народа впитывают и народную мудрость, учатся сопереживать чужой беде, выражать своё отношение к добру и злу, стараются мыслить творчески: самостоятельно придумывать концовки, вводить непредвиденные ситуации, дополнительных героев, не боятся высказывать собственные предположения.
Литература
- Большева Т.В. «Учимся по сказке. Пособие для воспитателей детского сада» / С – Пб., «Детство – пресс», 2001.
- Васильева О.К. «Образная игрушка в творческих играх дошкольников»
- Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая СПб. : Детство-Пресс, 2003. - 142, [2] с.; 21.; ISBN 5-89814-174-Х : 10000 практика., под редакцией Полянской Л.И., Школьная пресса, 2010 г
- Русские народные сказки под редакцией Волковой Т.С. , Лабиринт, 2015 г