Обучение детей дошкольного возраста
элементам спортивных игр и упражнений
(из опыта работы инструктора по физической культуре)
Магомедова Альбина Рамазановна
Инструктор по физической культуре
ГБДОУ детский сад № 44
Приморского района Санкт-Петербурга
Физическое воспитание ребенка занимает важное место в развитии ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой.
Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия на прогулке. Занятия спортивными играми и упражнениями направлены прежде всего на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движениях. Отличительная черта занятий спортивными играми и упражнениями — их эмоциональность. Детям интересно, когда они заняты. Скука приходит тогда, когда детей заставляют выполнять однообразные, монотонные движения. Разнообразие упражнений и игр увлекает детей, доставляет удовольствие.
При подборе физических упражнений необходимо учесть возрастные особенности и возможности ребёнка.
Занятия спортивными играми и упражнениями отличаются многообразием форм проведения с использованием имеющегося оборудования и инвентаря.
Игры и игровые моменты включают самые разнообразные двигательные действия, создают целостную систему обучения, доступную для взрослых и детей.
Использование на занятиях игр с элементами спорта, обогащает двигательную активность детей, делает её разносторонней, отвечающей индивидуальному опыту и их интересу. Дети, освоившие программу, становятся инициаторами в организации подвижных игр во дворе, охотно предлагают свой опыт малышам, включают в игры взрослых.
Задачи при обучении детей элементам спортивных игр.
При обучении спортивным играм и упражнениям в детском саду необходимо формировать у детей интерес к физической культуре, а также потребность к самостоятельным занятиям.
Спортивные игры вводятся тогда, когда дети уже самостоятельно организуют подвижные игры. Игры с элементами спортивных игр требуют большей, чем в подвижных играх, собранности, организованности, наблюдательности, определенной, доступной детям техники движений, быстрой двигательной реакции.
Объединяющим признаком тех и других игр является общность оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, вызываемый ими эмоциональный подъем, возможность совершенствования движений. Однако если в подвижных играх дети используют разносторонние действия, проявляя при этом творческую инициативу, то в играх с элементами спортивных игр существует некоторое ограничение движении, Определяемое спецификой и точностью техники двигательных действий данной игры. В составе команд установленное число участников, обязанности их распределены, продолжительность игры ограничена во времени, правила определяют точность двигательных действий. Условия проведения игр требуют подготовленного места, разметки площадки, соответствующего оборудования, инвентаря. В указанных играх дети получают правильные навыки, отвечающие общим требованиям техники спортивных игр, что исключает переучивание в дальнейшем и важно для подготовки к школе.
Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма.
Большинство спортивных игр относятся к сложным играм большой подвижности с бегом, прыжками, метаниями и формированием всех основных физических качеств.
Таким образом, спортивные игры требуют хорошего уровня развития основных движений и физических качеств. Среди основных видов движений, наиболее важных в спортивных играх, следует выделить бег (футбол, прыжки (волейбол, баскетбол, метание (баскетбол, хоккей).
Для игр с элементами спорта характерны следующие особенности: специфика и точность техники двигательных действий, определенный состав участников, распределение функций, четкая организация игровых условий.
Требования при обучении детей спортивным играм:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей, их физической подготовленности;
- соответствие задачам физического воспитания и требованиям реализуемой программы;
-учет интересов детей.
Методика обучения спортивным играм и упражнениям.
Основной целью занятий спортивными играми и упражнениями является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники.
Занятие спортивными играми и упражнениями, как и занятие, обучающее основным движениям, состоит из трех взаимосвязанных частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть занятия может варьироваться в зависимости от содержания упражнений в основной части занятия. В этой части занятия проводится разминка с целью подготовки организма ребенка к более интенсивной работе в основной части. Важной задачей первой части занятия является развитие интереса у детей к предстоящим движениям. В эту часть занятия можно включать и упражнения, подводящие к изучению движений в основной части занятия. В основной части занятия намечаются задачи по обучению детей спортивным упражнениям и играм, по воспитанию физических качеств. Сначала предусматривается ознакомление детей с новым материалом, затем — повторение и закрепление уже известного и совершенствование уже имеющихся двигательных навыков.
Содержание основной части занятия может быть очень разнообразным: упражнения, игры, эстафеты и т. д. Здесь сочетаются более интенсивные упражнения с менее интенсивными, что обеспечивает оптимальный уровень физической и умственной нагрузки на организм ребенка. Движения подбираются энергичные, быстрые, требующие выносливости, повышающие функциональное состояние организма.
В спортивной игре дети обычно увлекаются и ведут себя очень эмоционально. Поэтому инструктору важно следить за самочувствием детей, чтобы физическая нагрузка на организм ребенка не превышала его возможности.
Целью заключительной части занятия является снижение общей возбудимости функции организма и приведение его в относительно спокойное состояние. Эту часть занятия составляют ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, а также упражнения, способствующие расслаблению разных мышечных групп.
Подведение итогов игры. Педагог отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.