Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Олифир Евгения Александровна
Цель: спроектировать модель индивидуальной образовательной программы для воспитанника с речевым нарушением с целью коррекции имеющихся недостатков и гармонизации личности в целом.
Ведущие задачи индивидуального образовательной программы ребенка:
  • оказать поддержку и помощь в саморазвитии и освоении программы дошкольного образования;
  • сформировать у ребёнка начальный уровень умения учиться, т. е. научить его осознавать учебную задачу, планировать свою учебную деятельность, концентрировать внимание на выполнении упражнения, развивать самодисциплину и волевые качества;
  • разработать и усовершенствовать навыки координации движения, развитие общей и мелкой моторики;
  • сформировать и закрепить общекультурные, бытовые, гигиенические, коммуникативные основы поведения;
  • приучить ребенка к манипулятивно-предметной, сенсорной, практической, игровой деятельности, развить умения в продуктивной области (рисование, лепка, аппликация);
  • развить речь — эмоциональную интонацию, грамматические конструкции, речевые механизмы;
  • сформировать знания о природной среде и мире социальных отношений;
  • сформировать представления о пространственно-временных и количественных категориях.
    Задачи по развитию речи:
    • устранение дефектов звукопроизношения (логопед);
    • формирование фонематических процессов;
    • уточнение и расширение лексического запаса;
    • формирование грамматического строя речи;
    • формирование полноценной связной речи.
    • активизация речевой деятельности учащихся; развитие коммуникативных навыков;
    • активизация внимания, памяти, мышления;
    • развитие мелкой пальцевой моторики;
    • развитие языковой интуиции;
  1. Обоснование содержания деятельности
Для составления и реализации данной индивидуальной программы были проведены такие мероприятия:
анализ состояния здоровья ребенка, комплексное обследование его психического, интеллектуального, речевого развития со стороны педагогов-специалистов ДОУ;
разработка программы;
ознакомление родителей ребенка с предполагаемой программой;
индивидуальные консультации родителей социально-психологической службой ДОУ;
прием заявления родителей с согласием на использование индивидуальной программы для ребенка;
коррекционная работа воспитателей и специалистов ДОУ с родителями и детьми;
мониторинг качества освоения программы.
В содержание индивидуальной программы входят следующие разделы:
сведения о ребенке и семье, в которой он воспитывается;
результаты первичного педагогического обследования, включающие собранный специалистами и врачами, обслуживающими ребенка, анамнез;
перспективное планирование индивидуальной образовательной работы;
консультации и материалы для практических занятий с родителями;
мониторинг результатов совместной деятельности (в конце учебного года).
Индивидуальная образовательная программа включает основные направления:
• организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
• развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);
• развитие речи (формирование основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

 
  1. План мероприятий по программе
 
месяц   № зан. Развитие внимания Развитие восприятия Развитие мышления Развитие памяти Развитие воображения и творческих способностей Сенсорное развитие Упражнения по озна-нию с окр. миром Развитие тонкой мотор.рук
сентябрь  
МОНИТОРИНГ
октябрь задачи Формировать способность к переключению внимания, восприятию геометрических фигур, работать над увеличением объема памяти в зрительной модальности. Продолжать развивать воображение, умение выделять предметы из фона. Способствовать развитию сообразительности, тонкой моторики рукВоспитывать любознательность.
содержание 1 Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное   «Бывает – не бывает»       «Дорожка для зайчиков»  
2   Назови фигуру     «Рисование по точкам»     Комплекс №1 гимнастический
3       «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из пало чек одного цвета)   «Посмотри и назови» «Рисуем клубок»  
4 Встань, если услышишь слово, обозначающее растение «Составь целое из 2-х частей (3-4 геом. Фиг.) «Загадывание загадок»          
ноябрь задачи Способствовать развитию концентрации внимания, точности восприятия. Активизировать работу над гибкостью ума и расширением словарного запаса. Работать над увеличением объема памяти в слуховой модальности. Продолжать развивать воображение, умение выделять предметы из фона. Способствовать развитию подражательной способности. Совершенствовать развитие тонкой моторики рук. Воспитывать стремление участвовать в играх, проявлять любознательность.
содержание 1   «Составь целое из 3-х частей (3-4 геом. Фиг.) «Говори на оборот»     «Предметы и картинки»    
2 «Что неправиль-но?»     «Пиктограмма» (запоминание слов)     «Где же наши пальчики?»  
3     «Как это можно использовать?»   «Комбинирование» (констр. из геом. фигур)     Комплекс № 2 (рисуночный)
4 «Раставь точки так, как ты видел»     «Пиктограмма» (запоминание фраз)   «Цветные фоны»    
декабрь задачи Продолжить работу над развитием произвольного внимания. Продолжать развивать цветоразличение, наблюдательность, упражнять в умении обобщать предметы. Работать над увеличением объема памяти в осязательной модальности. Способствовать развитию воображения, совершенствовать умение идентифицировать предметы и их движения. Упражнять в умение напрягать и расслаблять мышцы. Побуждать к размышлению, анализу, и развитию познавательных интересов, расширению кругозора.
содержание 1 «Расставьзначки» «Составь целое из 4-х частей (с геометрическими фигурами)       «Собири в корзинки шарики красного цвета»    
2     Расставь по порядку (от самого большого к самому маленьк.)   «Пантомима» (изобр. эмоции)   «Найди игрушки»  
3 «Найди отличия»     «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из пало чек нескольких   цветов)     «История о ручках и ножках»  
4   «Составь целое из 3-х частей (предм.карт.) Расставь по порядку (от самого маленького к самому большому)         Комплекс №3
январь задачи Продолжать работать над развитием внимания, расширять представление о частях суток. Упражнять в мыслительном процессе – отвлечение. Совершенствовать работу по увеличению объема памяти в зрительной, слуховой и осязательной модульностях. Продолжать развивать умение идентифицировать предметы и их движения, умение сохранять положение пальцев некоторое время. Способствовать развитию творческих способностей. Побуждать к активному участию в работе с разными предметами.
содержание 1 «Нарисуй 5 треугольников, закрась красным карандашом 1 и 3 треугольники» и т. Д.     «Перескажи сказку» (беседа с уточняющими вопросами)   «Что катится, что не катится?»    
2   «Составь целое из 4-х частей (предм.карт.)     «Пантомима» (изобр. жестами предмет)   «Что изменилось?»  
февраль задачи Формировать произвольное внимания, восприятие длительности временного интервала. Упражнять в мыслительном процессе – отвлечение. Обучать ассоциативному запоминанию предметов в игровой деятельности. Расширять представления о форме предметов. Закрепить умение переключаться с одного движения на другое. Совершенствовать творческие способности. Воспитывать умение работать самостоятельно.
содержание 1     «Найди отличия»     «Какой сюда подходит?»   «Фонарики», «Моем руки»,
2 «Найди такой же предмет»     «Я положил в мешок» (называет 3 предмета)     «Разрезные картинки»  
3   «Составь целое из 3-х частей (сюж.карт.)     «Дорисуй» «Закрой коробочки разной формы»    
4 «Раскрась фигуры» «Составь целое из 4-х частей (сюж.карт.)           «Печем блины», «заготавливаем капусту»
март задачи Учить запоминать короткое стихотворение. Совершенствовать способность к переключению вниманияуглублять представления о временах года. Продолжать упражнять в выделении существенных признаков предметов (какие? – величина? Цвет? Форма? Вкус? Звук?) Развивать способность опосредованно запоминать предметы. Закрепить умение различать и сравнивать предметы по величиневыполнять условно статистические упражнения. Продолжать развивать память. Воспитывать самостоятельность, желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам, развивать умение доводить начатое дело до конца.
содержание 1   «Угадай время года по описанию»       «Гаражи и машины»   «Зайчик», «Ножницы», «Человек»
2 «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д.     «Я положил в мешок» (называет 4 предмета)     «Шумит лес»  
3   «Заучивание стихотворений» «Четвертый лишний»     «Матрешки»    
4 «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань если растение.»   «Посмотри и найди предметы круглой формы»   «Комбинирование» (рисование из геом. фигур)      
апрель задачи Продолжать работу над концентрацией внимания, восприятия отношений по величине. Закреплять и расширять пространственные представленияСовершенствовать мыслительный процесс – выделение существенных признаковПродолжать работать над развитием ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в игровой деятельности и НОДПродолжать работу над воображением и творческими способностямиПобуждать к выполнению динамических упражнений для пальцев рук. Способствовать развитию тонкой моторики рук. Воспитывать бережное отношение к природе.
содержание 1 «Что недорисовано?» «Составь целое из частей»       «Пирамидки»    
2     «Назови слова, обозначающие деревья»     «Гриб под елкой»   «Семья», «Пальчики ложатся спать»
3 «Что задумал художник?»     «Я положил в мешок» (называет 5 предметов)       «Дружные ребята», «Домик»
4   «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т.д.»     «Что будет, если…»   «Чего не хватает?»  
май   МОНИТОРИНГ
                           
 
Прогнозируемый результат:
  • достижение социальной комфортности и осведомлённости;
  • успешное познавательное развитие;
  • устранение нарушений речевого развития;
  • совершенствование коммуникативных навыков;
  • понижение уровня эмоциональной нестабильности, агрессивности, усиление самоконтроля;
  • развитие самосознания, ощущения значимости и ценности собственной личности; формирование самооценки, приближенной к адекватной.
Критерии, которые позволяют оценить степень успешности дошкольника в социально-личностном росте:
  • формируется способность к самооценке, ребенок пытается честно говорить о себе, признавать свои недостатки;
  • выработаны представления о морально-этических ценностях, малыш разделяет и понимает, «что такое хорошо и что такое плохо»;
  • окрепла осознанная потребность придерживаться нравственных норм поведения, у ребёнка проявлено желание «быть хорошим» и видеть положительную реакцию окружающих людей на своё поведение;
  • ребёнок способен легко и непринуждённо общаться с другими детьми или взрослыми;
  • пробуждается чувство эмпатии, сострадания, возникает искреннее желание помочь старшим, сверстникам или малышам;
  • воспитанник выстраивает отношения с окружающими детьми на основе взаимопонимания и уважения, достойно разрешает конфликтные ситуации;

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»