Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника
Олифир Евгения Александровна
Цель: спроектировать модель индивидуальной образовательной программы для воспитанника с речевым нарушением с целью коррекции имеющихся недостатков и гармонизации личности в целом.Ведущие задачи индивидуального образовательной программы ребенка:
- оказать поддержку и помощь в саморазвитии и освоении программы дошкольного образования;
- сформировать у ребёнка начальный уровень умения учиться, т. е. научить его осознавать учебную задачу, планировать свою учебную деятельность, концентрировать внимание на выполнении упражнения, развивать самодисциплину и волевые качества;
- разработать и усовершенствовать навыки координации движения, развитие общей и мелкой моторики;
- сформировать и закрепить общекультурные, бытовые, гигиенические, коммуникативные основы поведения;
- приучить ребенка к манипулятивно-предметной, сенсорной, практической, игровой деятельности, развить умения в продуктивной области (рисование, лепка, аппликация);
- развить речь — эмоциональную интонацию, грамматические конструкции, речевые механизмы;
- сформировать знания о природной среде и мире социальных отношений;
- сформировать представления о пространственно-временных и количественных категориях.
Задачи по развитию речи:- устранение дефектов звукопроизношения (логопед);
- формирование фонематических процессов;
- уточнение и расширение лексического запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- формирование полноценной связной речи.
- активизация речевой деятельности учащихся; развитие коммуникативных навыков;
- активизация внимания, памяти, мышления;
- развитие мелкой пальцевой моторики;
- развитие языковой интуиции;
- Обоснование содержания деятельности
анализ состояния здоровья ребенка, комплексное обследование его психического, интеллектуального, речевого развития со стороны педагогов-специалистов ДОУ;
разработка программы;
ознакомление родителей ребенка с предполагаемой программой;
индивидуальные консультации родителей социально-психологической службой ДОУ;
прием заявления родителей с согласием на использование индивидуальной программы для ребенка;
коррекционная работа воспитателей и специалистов ДОУ с родителями и детьми;
мониторинг качества освоения программы.
В содержание индивидуальной программы входят следующие разделы:
сведения о ребенке и семье, в которой он воспитывается;
результаты первичного педагогического обследования, включающие собранный специалистами и врачами, обслуживающими ребенка, анамнез;
перспективное планирование индивидуальной образовательной работы;
консультации и материалы для практических занятий с родителями;
мониторинг результатов совместной деятельности (в конце учебного года).
Индивидуальная образовательная программа включает основные направления:
• организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
• развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);
• развитие речи (формирование основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
- План мероприятий по программе
месяц | № зан. | Развитие внимания | Развитие восприятия | Развитие мышления | Развитие памяти | Развитие воображения и творческих способностей | Сенсорное развитие | Упражнения по озна-нию с окр. миром | Развитие тонкой мотор.рук | ||||
сентябрь | МОНИТОРИНГ |
||||||||||||
октябрь | задачи | Формировать способность к переключению внимания, восприятию геометрических фигур, работать над увеличением объема памяти в зрительной модальности. Продолжать развивать воображение, умение выделять предметы из фона. Способствовать развитию сообразительности, тонкой моторики рук. Воспитывать любознательность. | |||||||||||
содержание | 1 | Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное | «Бывает – не бывает» | «Дорожка для зайчиков» | |||||||||
2 | Назови фигуру | «Рисование по точкам» | Комплекс №1 гимнастический | ||||||||||
3 | «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из пало чек одного цвета) | «Посмотри и назови» | «Рисуем клубок» | ||||||||||
4 | Встань, если услышишь слово, обозначающее растение | «Составь целое из 2-х частей (3-4 геом. Фиг.) | «Загадывание загадок» | ||||||||||
ноябрь | задачи | Способствовать развитию концентрации внимания, точности восприятия. Активизировать работу над гибкостью ума и расширением словарного запаса. Работать над увеличением объема памяти в слуховой модальности. Продолжать развивать воображение, умение выделять предметы из фона. Способствовать развитию подражательной способности. Совершенствовать развитие тонкой моторики рук. Воспитывать стремление участвовать в играх, проявлять любознательность. | |||||||||||
содержание | 1 | «Составь целое из 3-х частей (3-4 геом. Фиг.) | «Говори на оборот» | «Предметы и картинки» | |||||||||
2 | «Что неправиль-но?» | «Пиктограмма» (запоминание слов) | «Где же наши пальчики?» | ||||||||||
3 | «Как это можно использовать?» | «Комбинирование» (констр. из геом. фигур) | Комплекс № 2 (рисуночный) | ||||||||||
4 | «Раставь точки так, как ты видел» | «Пиктограмма» (запоминание фраз) | «Цветные фоны» | ||||||||||
декабрь | задачи | Продолжить работу над развитием произвольного внимания. Продолжать развивать цветоразличение, наблюдательность, упражнять в умении обобщать предметы. Работать над увеличением объема памяти в осязательной модальности. Способствовать развитию воображения, совершенствовать умение идентифицировать предметы и их движения. Упражнять в умение напрягать и расслаблять мышцы. Побуждать к размышлению, анализу, и развитию познавательных интересов, расширению кругозора. | |||||||||||
содержание | 1 | «Расставьзначки» | «Составь целое из 4-х частей (с геометрическими фигурами) | «Собири в корзинки шарики красного цвета» | |||||||||
2 | Расставь по порядку (от самого большого к самому маленьк.) | «Пантомима» (изобр. эмоции) | «Найди игрушки» | ||||||||||
3 | «Найди отличия» | «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из пало чек нескольких цветов) | «История о ручках и ножках» | ||||||||||
4 | «Составь целое из 3-х частей (предм.карт.) | Расставь по порядку (от самого маленького к самому большому) | Комплекс №3 | ||||||||||
январь | задачи | Продолжать работать над развитием внимания, расширять представление о частях суток. Упражнять в мыслительном процессе – отвлечение. Совершенствовать работу по увеличению объема памяти в зрительной, слуховой и осязательной модульностях. Продолжать развивать умение идентифицировать предметы и их движения, умение сохранять положение пальцев некоторое время. Способствовать развитию творческих способностей. Побуждать к активному участию в работе с разными предметами. | |||||||||||
содержание | 1 | «Нарисуй 5 треугольников, закрась красным карандашом 1 и 3 треугольники» и т. Д. | «Перескажи сказку» (беседа с уточняющими вопросами) | «Что катится, что не катится?» | |||||||||
2 | «Составь целое из 4-х частей (предм.карт.) | «Пантомима» (изобр. жестами предмет) | «Что изменилось?» | ||||||||||
февраль | задачи | Формировать произвольное внимания, восприятие длительности временного интервала. Упражнять в мыслительном процессе – отвлечение. Обучать ассоциативному запоминанию предметов в игровой деятельности. Расширять представления о форме предметов. Закрепить умение переключаться с одного движения на другое. Совершенствовать творческие способности. Воспитывать умение работать самостоятельно. | |||||||||||
содержание | 1 | «Найди отличия» | «Какой сюда подходит?» | «Фонарики», «Моем руки», | |||||||||
2 | «Найди такой же предмет» | «Я положил в мешок» (называет 3 предмета) | «Разрезные картинки» | ||||||||||
3 | «Составь целое из 3-х частей (сюж.карт.) | «Дорисуй» | «Закрой коробочки разной формы» | ||||||||||
4 | «Раскрась фигуры» | «Составь целое из 4-х частей (сюж.карт.) | «Печем блины», «заготавливаем капусту» | ||||||||||
март | задачи | Учить запоминать короткое стихотворение. Совершенствовать способность к переключению внимания, углублять представления о временах года. Продолжать упражнять в выделении существенных признаков предметов (какие? – величина? Цвет? Форма? Вкус? Звук?) Развивать способность опосредованно запоминать предметы. Закрепить умение различать и сравнивать предметы по величине, выполнять условно статистические упражнения. Продолжать развивать память. Воспитывать самостоятельность, желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам, развивать умение доводить начатое дело до конца. | |||||||||||
содержание | 1 | «Угадай время года по описанию» | «Гаражи и машины» | «Зайчик», «Ножницы», «Человек» | |||||||||
2 | «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д. | «Я положил в мешок» (называет 4 предмета) | «Шумит лес» | ||||||||||
3 | «Заучивание стихотворений» | «Четвертый лишний» | «Матрешки» | ||||||||||
4 | «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань если растение.» | «Посмотри и найди предметы круглой формы» | «Комбинирование» (рисование из геом. фигур) | ||||||||||
апрель | задачи | Продолжать работу над концентрацией внимания, восприятия отношений по величине. Закреплять и расширять пространственные представления. Совершенствовать мыслительный процесс – выделение существенных признаков. Продолжать работать над развитием ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в игровой деятельности и НОД. Продолжать работу над воображением и творческими способностями. Побуждать к выполнению динамических упражнений для пальцев рук. Способствовать развитию тонкой моторики рук. Воспитывать бережное отношение к природе. | |||||||||||
содержание | 1 | «Что недорисовано?» | «Составь целое из частей» | «Пирамидки» | |||||||||
2 | «Назови слова, обозначающие деревья» | «Гриб под елкой» | «Семья», «Пальчики ложатся спать» | ||||||||||
3 | «Что задумал художник?» | «Я положил в мешок» (называет 5 предметов) | «Дружные ребята», «Домик» | ||||||||||
4 | «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т.д.» | «Что будет, если…» | «Чего не хватает?» | ||||||||||
май | МОНИТОРИНГ | ||||||||||||
Прогнозируемый результат:
- достижение социальной комфортности и осведомлённости;
- успешное познавательное развитие;
- устранение нарушений речевого развития;
- совершенствование коммуникативных навыков;
- понижение уровня эмоциональной нестабильности, агрессивности, усиление самоконтроля;
- развитие самосознания, ощущения значимости и ценности собственной личности; формирование самооценки, приближенной к адекватной.
- формируется способность к самооценке, ребенок пытается честно говорить о себе, признавать свои недостатки;
- выработаны представления о морально-этических ценностях, малыш разделяет и понимает, «что такое хорошо и что такое плохо»;
- окрепла осознанная потребность придерживаться нравственных норм поведения, у ребёнка проявлено желание «быть хорошим» и видеть положительную реакцию окружающих людей на своё поведение;
- ребёнок способен легко и непринуждённо общаться с другими детьми или взрослыми;
- пробуждается чувство эмпатии, сострадания, возникает искреннее желание помочь старшим, сверстникам или малышам;
- воспитанник выстраивает отношения с окружающими детьми на основе взаимопонимания и уважения, достойно разрешает конфликтные ситуации;