Комплексное воспитание современных старших дошкольников
Скачок Маргарита Владимировна,
воспитатель детского сада № 49
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Проблема развития связной речи всегда остается актуальной, поскольку выступает одной из центральных образовательных задач в дошкольном возрасте, влияя на формирование личности ребенка и его социализацию, успешность в школьном обучении. В процессе формирования связной речи постепенно происходит усложнение речевых способностей ребенка.воспитатель детского сада № 49
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
В старшем дошкольном возрасте диалогическая речь сменяется монологической. В отличие от диалогической речи, которая является ситуативной, монологическая речь характеризуется развернутостью, организованностью, произвольностью, что требует от ребенка обдумывания речевого высказывания, способности найти подходящую языковую форму для выстраивания монолога.
Чтобы полноценно общаться, человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения. Он должен, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения. Он должен, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания. Он должен, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-то из звеньев акта общения будет нарушено, то оно будет неэффективным.
Речевое общение — это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки и протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Оно органически включается во все виды деятельности человека. Общение будет полноценным лишь тогда, когда ребенок овладеет определенными речевыми действиями и умениями, под постоянным руководством взрослых.
Работа по обучению связным высказываниям должна быть организована с учетом различных коммуникативных ситуаций в разных видах деятельности детей, таких как игра, труд, продуктивные виды деятельности, наблюдение за окружающим, в ходе выполнения режимных моментов, и пр. В методической литературе отражены различные виды игр по развитию связной речи дошкольников.
Системная поэтапная работа по описанию детьми окружающей действительности позволит, таким образом, сформировать способность ребенка к монологической речи.
Компьютерные технологии позволяют обеспечить доступность, привлекательность, игровой элемент в процессе обучения детей монологической речи. Компьютер входит в жизнь современных дошкольников достаточно рано, и может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на формирование личности ребенка в зависимости от того, насколько грамотно и экологично организован процесс включения детей в освоение компьютерных технологий.
Использование компьютерных программ, игр, мультимедийных презентаций позволяет в некоторой степени сместить акцент с вербальных методов обучения на поисковый, творческий метод в освоении детьми монологической речи.
В результате чего можно, например, привлечь пассивного ребенка к активной деятельности, сделать обучающий процесс интересным, обеспечить эмоциональную включенность дошкольников, активизировать их познавательную деятельность, мыслительные и речевые способности, реализуя личностно-ориентированный, дифференцированный подход в обучении детей.
Педагог должен помнить о санитарных правилах и нормах использования информационно-коммуникационных технологий, обязательно учитывать рекомендуемое время дня для занятий детей на компьютере, проводить зрительную гимнастику для расслабления глаз. В особенности важно уделять внимание подбору компьютерных игр для занятий со старшими дошкольниками, учитывая их возрастные возможности.
Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет развивать связную речь детей, их способность к выстраиванию монологического высказывания.
Анализ литературы по проблеме использования информационно-коммуникационных технологий, в частности компьютерных разработок в процессе развития у детей старшего дошкольного возраста связной, в том числе монологической речи позволил выявить возрастающую актуальность обращения педагогов к информационным технологиям в ходе образовательного процесса.
Педагог в этом процессе в большей мере становится помощником, проводником, сопровождающим каждого ребенка в новую для него область знаний и опыта.