Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Здоровьесберегающие технологии в работе
воспитателя и учителя-логопеда группы
комбинированной направленности

Монастырская Галина Алексеевна
Здоровье – это главное достояние любого человека. Хорошее крепкое здоровье позволяет добиваться серьезных целей. Для этого с раннего детства нужно поддерживать здоровый образ жизни.
Практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. В связи с этим весьма актуальным становится вопрос об активном использовании здоровьесберегающих образовательных технологий, при которых качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью и способствует его укреплению. Оздоровительные технологии в образовательный процесс внедряются в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку.
В повседневной жизни детей, в непрерывной образовательной деятельности и на прогулках воспитатели и специалисты используют различные формы работы с детьми. Такие как:
  1. «Утренняя гимнастика», которая проводится после утреннего фильтра, до завтрака и состоит она из комплекса физических упражнений с целью повышения общего тонуса организма. Зарядка укрепляет и развивает мышечную систему, повышает жизнедеятельность и работоспособность, способствует закаливанию организма.
  2. Так как здоровье детей в Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования - на музыкальных занятиях, занятиях физкультурой, во время прогулок также идёт упор на физическое совершенствование дошкольника, его гибкости, ловкости, манёвренности, в виде физических упражнений, подвижных игр.
  3. После пробуждения для детей проводится «Бодрящая гимнастика». Она помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность и активность, улучшается самочувствие.
  4. Всем дошкольникам нравятся комплексы для профилактики нарушения зрения. Зрительная гимнастика со стихами по лексической теме способствует снятию зрительного напряжения, укреплению глазных мышц и улучшению кровообращения.
  5. Активно используется и «Игротерапия», что помогает ребёнку преодолеть социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие. Используются игры для сплочения коллектива, игры на помощь друг другу, так же в играх дети учатся проигрывать и принимать это.
  6. С детьми выполняется артикуляционная гимнастика, которая подготавливает речевой аппарат детей к правильному произношению звуков и дыхательная гимнастика, которая способствует развитию и укреплению грудной клетки. Так как основной вид деятельности дошкольника – игровая деятельность, то обе гимнастики проходят в интересной игровой форме с использованием красочных материалов. Например, детям подготовительного к школе возраста очень нравится выполнять артикуляционную гимнастику в виде игры-бродилки, а детям старшего возраста больше нравится кубик с артикуляционной гимнастикой. Дыхательные упражнения любят дети всех возрастов, особенно игры «Дракон», «Отправь ракету в полет» и  «Воздушный футбол».
  7. Пальчиковая гимнастика и фитнесс для рук помогают как тренировать мышцы пальцев и кистей рук, так и снимать излишнее напряжение.  А использование элементов Су-Джок терапии помогает не только нормализовать мышечный тонус и стимулировать речевые области в коре головного мозга, но и содействует снижению двигательной и эмоциональной расторможенности. Одновременно с использованием массажера хорошо проходит работа по автоматизации звуков или совершенствованию лексико-грамматического строя речи. Здесь же мы используем и самомассаж кистей рук, например, с использованием природных материалов, колючих шариков и разнообразных сквишей и эспандеров.
  8. Для снятия напряжения, усталости или перевозбуждения эффективно используются минутки релаксации и элементы психогимнастики. Релаксация под музыку способствует снятию внутреннего мышечного напряжения, приведению нервной системы и психики дошкольников в нормальное состояние покоя, а психогимнастика помогает научиться выражать свои эмоции и лучше понимать эмоции других людей.
  9.  Компенсаторно-нейтрализующие техники, такие как элементы логоритмики, физминутки, речь с движением активно вошли в работу с лошкольниками. Все эти игры соединены единой лексической темой.
  10. Технологиях обеспечения безопасности жизнидеятельности вплетаются в отработку лексической темы недели. В игровой форме на занятиях обыгрываются опасные ситуации и как их избежать, что помогает детям лучше запоминать правила поведения.
Все вышеперечисленные компоненты проводятся ежедневно, либо меняются в течение всей недели, что благоприятно влияет на развитие речи детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями.
Рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и применению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателей и специалистов даёт только положительные результаты на фоне комплексного воздействия и, не требуя особых усилий, способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»