О необходимости финансовой грамотности дошкольников
Вейнберг Светлана Евгеньевна,
воспитатель ГБДОУ № 20
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБДОУ № 20
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Аннотация: В статье описывается необходимость финансовой грамотности на этапе дошкольного детства; приводится примерное программное содержание, доступное для понимания детям дошкольного возраста; сформулированы задачи для каждого возрастного периода; акцентируется внимание на грамотном оформлении развивающей предметно – пространственной среды.
Ключевые слова: финансовая грамотность, товар, деньги, цена, труд, покупки, потребности.
Финансовое просвещение и воспитание детей от 3 до 7 лет – одно из современных направлений в дошкольной педагогике.
На целесообразность повышения уровня финансовой грамотности населения неоднократно указывали документы Правительства Российской Федерации, что впоследствии привело разработке Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны.
Стратегия развития финансового рынка Российской̆ Федерации рассматривает повышение финансовой грамотности населения в качестве одного из стратегических факторов обеспечения конкурентоспособности российского финансового рынка.
Актуальность внедрения данного направления в дошкольную педагогику совершенно обоснованно, ведь современный ребенок довольно рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, посещает с родителями магазины, участвует в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.
Ведущие экономисты считают, что полагаться на столь стихийное усвоение детьми знаний о финансово-экономических отношениях неверно и даже опасно. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому дети уже с дошкольного возраста достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.
Таким образом, актуальность введения основ экономического воспитания в современные ДОО заключается и в том, что формирование полезных привычек в сфере финансов в дошкольные годы поможет избежать детям совершать многие ошибки по мере взросления и приобретения ими финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия для последующей жизни.
Первым и главным вопросом является: в каком возрасте можно говорить с ребёнком о деньгах? Детские психологи считают так: информацию о том, что материальные ценности можно купить за деньги, ребёнок получает рано, года в 3-4. В этом возрасте появляются первые «Купи!». Малыш знает: то, что хочет, можно обменять на бумажки и монеты, которые есть у родителей.
Расширить представления детей 3-5 лет об экономике поможет игра в магазин, в процессе которой педагог уточняет:
Весь комплекс работы по формированию основ экономики можно разделить на 5 больших групп.
В систему работы с детьми целесообразно включать следующие компоненты:
- беседы;
- занятия;
- просмотр презентаций;
- просмотр мультфильмов;
- чтение сказок с финансовым содержанием;
- рассматривание энциклопедий;
- продуктивная деятельность;
- отгадывание загадок;
- знакомство с пословицами и поговорками по теме.
Определяющее значение в работе над формированием финансовой грамотности детей имеет преобразование РППС группы. Так, имеют место быть:
- оформление Центра финансовой грамотности;
- изготовление атрибутов, разработка дидактических пособий для осуществления игровой деятельности;
- оформление картотеки игр по финансовой грамотности;
- подбор художественных произведений по теме;
- иллюстрации.
Стоит отметить, что изучение данного направления предполагает не только взаимодействие с воспитанниками, но и педагогическое просвещение их родителей. Целесообразно систематически пополнять информационный стенд материалами по теме: выкладывать консультации, памятки, буклеты, рекомендации. Кроме того, можно предоставлять родителям список домашних заданий для выполнения с детьми.
Систематически организованная работа по формированию основ финансовой грамотности в ДОО позволит добиться следующих результатов:
- дети освоят основные экономические понятия: доходы, расходы, потребности, бюджет, финансы и др;
- дети познакомятся с деятельностью работников экономической сферы;
- дети научатся планировать бюджет, поймут разницу между основными и второстепенными потребностями;
- приобретенные знания найдут свое отражение в самостоятельной игровой деятельности детей;
- родители получат исчерпывающую информацию о способах ознакомления детей с финансовой грамотностью.
Подводя итоги, хочется отметить, что, говоря об экономическом воспитании детей дошкольного возраста, мы имеем в виду лишь некоторые предпосылки, основы, рассчитанные на возможности ребенка. Это доступные детям знания из области экономики и экономически значимые качества деятельности.
Опыт показывает, что многие предпосылки будущей экономической деятельности складываются очень рано, и, если не сформировать их своевременно, могут проявиться негативные стороны в поведении детей – небрежность, неряшливость, безразличие к испорченным вещам, книгам, игрушкам; более того, формируются неразумные, а иногда и неоправданные потребности, нарушается весь процесс правильной ценностной ориентации.
Таким образом, экономическое воспитание – одно из актуальных и важных направлений современного ДОО.
Список информационных ресурсов:
Ключевые слова: финансовая грамотность, товар, деньги, цена, труд, покупки, потребности.
Финансовое просвещение и воспитание детей от 3 до 7 лет – одно из современных направлений в дошкольной педагогике.
На целесообразность повышения уровня финансовой грамотности населения неоднократно указывали документы Правительства Российской Федерации, что впоследствии привело разработке Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны.
Стратегия развития финансового рынка Российской̆ Федерации рассматривает повышение финансовой грамотности населения в качестве одного из стратегических факторов обеспечения конкурентоспособности российского финансового рынка.
Актуальность внедрения данного направления в дошкольную педагогику совершенно обоснованно, ведь современный ребенок довольно рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, посещает с родителями магазины, участвует в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.
Ведущие экономисты считают, что полагаться на столь стихийное усвоение детьми знаний о финансово-экономических отношениях неверно и даже опасно. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому дети уже с дошкольного возраста достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.
Таким образом, актуальность введения основ экономического воспитания в современные ДОО заключается и в том, что формирование полезных привычек в сфере финансов в дошкольные годы поможет избежать детям совершать многие ошибки по мере взросления и приобретения ими финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия для последующей жизни.
Первым и главным вопросом является: в каком возрасте можно говорить с ребёнком о деньгах? Детские психологи считают так: информацию о том, что материальные ценности можно купить за деньги, ребёнок получает рано, года в 3-4. В этом возрасте появляются первые «Купи!». Малыш знает: то, что хочет, можно обменять на бумажки и монеты, которые есть у родителей.
Расширить представления детей 3-5 лет об экономике поможет игра в магазин, в процессе которой педагог уточняет:
- Что такое товар?
- Что такое деньги?
- Как формируется цена?
- Почему нельзя получить что-то бесплатно?
- Как происходит процесс покупки?
- Каким образом взрослые зарабатывают деньги? В чем ценность труда?
Весь комплекс работы по формированию основ экономики можно разделить на 5 больших групп.
Первая группа – знания о деньгах:
- какие бывают деньги;
- как можно пользоваться деньгами;
- как правильно считать деньги;
- разумная трата денег;
- как научиться экономить деньги;
- способы защиты денежных средств.
Вторая группа – знания о потребностях:
- какие бывают потребности;
- желания и возможности человека.
Третья группа – знания о товаре:
- знакомство с понятиями «цена», «покупка», «продажа»;
- от чего зависит цена товара;
- как определить качество товара.
Четвертая группа – знания о труде:
- какой бывает труд, знакомство с профессиями;
- как определить продукт труда;
- оплата труда, знакомство с понятием «заработная плата»;
Пятая группа – знания о бюджете:
- что такое бюджет, из чего он состоит;
- расходы и доходы семьи;
- какие могут быть источники дохода;
- способы экономии бюджета.
В систему работы с детьми целесообразно включать следующие компоненты:
- беседы;
- занятия;
- просмотр презентаций;
- просмотр мультфильмов;
- чтение сказок с финансовым содержанием;
- рассматривание энциклопедий;
- продуктивная деятельность;
- отгадывание загадок;
- знакомство с пословицами и поговорками по теме.
Определяющее значение в работе над формированием финансовой грамотности детей имеет преобразование РППС группы. Так, имеют место быть:
- оформление Центра финансовой грамотности;
- изготовление атрибутов, разработка дидактических пособий для осуществления игровой деятельности;
- оформление картотеки игр по финансовой грамотности;
- подбор художественных произведений по теме;
- иллюстрации.
Стоит отметить, что изучение данного направления предполагает не только взаимодействие с воспитанниками, но и педагогическое просвещение их родителей. Целесообразно систематически пополнять информационный стенд материалами по теме: выкладывать консультации, памятки, буклеты, рекомендации. Кроме того, можно предоставлять родителям список домашних заданий для выполнения с детьми.
Систематически организованная работа по формированию основ финансовой грамотности в ДОО позволит добиться следующих результатов:
- дети освоят основные экономические понятия: доходы, расходы, потребности, бюджет, финансы и др;
- дети познакомятся с деятельностью работников экономической сферы;
- дети научатся планировать бюджет, поймут разницу между основными и второстепенными потребностями;
- приобретенные знания найдут свое отражение в самостоятельной игровой деятельности детей;
- родители получат исчерпывающую информацию о способах ознакомления детей с финансовой грамотностью.
Подводя итоги, хочется отметить, что, говоря об экономическом воспитании детей дошкольного возраста, мы имеем в виду лишь некоторые предпосылки, основы, рассчитанные на возможности ребенка. Это доступные детям знания из области экономики и экономически значимые качества деятельности.
Опыт показывает, что многие предпосылки будущей экономической деятельности складываются очень рано, и, если не сформировать их своевременно, могут проявиться негативные стороны в поведении детей – небрежность, неряшливость, безразличие к испорченным вещам, книгам, игрушкам; более того, формируются неразумные, а иногда и неоправданные потребности, нарушается весь процесс правильной ценностной ориентации.
Таким образом, экономическое воспитание – одно из актуальных и важных направлений современного ДОО.
Список информационных ресурсов:
- Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015.
- Табих Е.Н. Дошкольникам об экономике. – М.: Вышэйшая школа, 2017.
- Шорыгина Т. А. «Беседы об экономике. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2019.