Консультация для воспитателей
Что такое культурные практики?
Хороших Оксана Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 39
компенсирующего вида Санкт-Петербурга
Культурные практики – это обычные для ребенка (привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия. Постоянные исследования новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разных потребностей и интересов.воспитатель ГБДОУ детский сад № 39
компенсирующего вида Санкт-Петербурга
Современное образование ориентировано на наиболее полное культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в обществе. Процесс дошкольного образования направлен на обогащение индивидуальных ресурсов личностного развития ребенка средствами культуры.
Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.
Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности.
Культурные практики могут формироваться во взаимодействии ребенка с взрослым и при постоянно расширяющихся самостоятельных действиях.
Личный опыт каждого ребенка организуется так, чтобы он естественным путем, в доступных, интересных видах деятельности осваивал культурные средства и способы познания, коммуникации, сотрудничества, позволяющие успешно проявить самостоятельность и реализовать позицию субъекта. Важно, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел необходимый культурный личный опыт, который становится фундаментом полноценного общего развития, позитивной социализации и индивидуализации. С этих позиций особого внимания заслуживают культурные практики дошкольника, которые он активно осваивает в пространстве детского сада.
Существует несколько вариантов культурных практик:
- Совместная игра детей и педагога (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение дошкольниками игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
- Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми.
- Творческая мастерская предоставляет дошкольникам условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например: занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки.
- Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) – форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность и свободное общение педагога с воспитанниками на литературном или музыкальном материале.
- Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
- Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
Организация культурных практик:
Разнообразные культурные практики организуются во второй половине дня, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности.
В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.
Организация культурных практик носит преимущественно групповой характер.
В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно-организованное пространство образовательной деятельности взрослого и детей.
При их проектировании педагогу важно ответить на следующие вопросы: Насколько инициируемые культурные практики позволяют решать поставленные образовательные задачи? Какие деятельностные умения осваивают дети? Какие творческие умения? Какие способы общения и сотрудничества? Какие чувства и эмоции развиваются у детей? Развивается ли самостоятельность и инициативность у детей? Комплексно-тематическое планирование позволяет органично сочетать культурные практики, инициируемые педагогом, и свободные культурные практики, инициируемые детьми.
Тематическое планирование образовательного процесса позволяет активировать практический и познавательный опыт детей, объединять детей в увлекательной совместной игровой, исследовательской, художественной и практической деятельности.
К примеру, для развития детской инициативы и творчества в группе проводились отдельные тематические дни: «День осеннего клена», «День друзей», «День перелетных птиц», «День сказок», «День здоровья» пр. В такие дни разные виды деятельности и режимные процессы организуются в соответствии с выбранным единым тематическим замыслом и принятыми ролями: друзья готовят друг другу небольшие сюрпризы, говорят друг другу приятные слова, отправляются на прогулку по сказочному лесу, разгадывают загадки и ребусы, рисуют фантастических животных и пр. Во время прогулки дети проявляют заботу друг о друге, оказывают помощь в случае опасности, учатся общаться со сказочными героями. При такой организации образовательного процесса происходит органичное соединение культурных практик, инициированных педагогом и детьми.
Проектирование культурных практик предъявляет особые требования к содержанию и организации образовательного процесса, взаимодействию взрослых и детей, конструированию предметно-развивающей среды. Культурные практики могут быть реализованы через событийно-творческую направленность жизнедеятельности дошкольников в детском саду и выбор воспитателем тактики педагогического сопровождения ребенка с учетом особенностей и проблем его индивидуального развития. Событийный сценарий развития дошкольников в детском саду необходимо выстраивать как систему активного решения детьми разнообразных, постепенно усложняющихся, отвечающих актуальным детским потребностям и интересам проблемных задач и ситуаций, побуждающих дошкольников к проявлению самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, творчеству. Проблемный подход к культурным практикам ребенка показывает, что наиболее целесообразный путь их организации проектный. Исходным пунктом проектной деятельности могут служить детские интересы. Темы проектов в зависимости от интересов детей и задач развития затрагивают разные сферы действительности.
На основании вышеперечисленного можно сделать вывод, что культурные практики – это разнообразные способы самоопределения и самореализации ребенка, основанные на повседневных (обычных, привычных) и в то же время интересных для него самого видах самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Использование культурных практик в современных детских садах вызвано потребностью в расширении социальных и практических компонентов содержания образования для обогащения культурного опыта каждого ребенка с учетом его индивидуальности.