Методы и средства по ознакомлению
дошкольников с Санкт-Петербургом
Иванова Мария Петровна,
оспитатель ГБДОУ детский сад № 11
Пушкинского района Санкт-Петербурга
оспитатель ГБДОУ детский сад № 11
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Город - один из сильнейших и полнейших воплощений культуры,
один из самых богатых видов ее гнезд, где цветут высшие дары человечности.
И.М. Гревс
В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является сложным педагогическим процессом, но в тоже время интересным, познавательным. Однако непрерывная образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с историей Санкт-Петербурга достаточно сложна для восприятия детей. Почему? Во-первых, материал насыщен энциклопедическими данными, трудной для произношения и понимания детьми терминологией. Во – вторых, фамилии известных архитекторов, скульпторов и многих знаменитых людей, оставивших свой незаменимый творческий след в нашем городе, даты, с которыми связана жизнь города, достаточно сложны для восприятия дошкольника. В-третьих, объем знаний, которыми должны овладеть дети, довольно большой. А знания эти очень важны! Конечно, встает вопрос: «Как же познакомить дошкольников с Санкт - Петербургом, как воспитать в них настоящего петербуржца?».один из самых богатых видов ее гнезд, где цветут высшие дары человечности.
И.М. Гревс
Одним из средств, помогающих решить эту проблему, служит, конечно, игра. Ведь игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, а обучающая игра – это одно из средств воспитания и развития воспитанников. Дидактически и интерактивные игры для дошкольников на занятиях по ознакомлению с петербурговедением – это интересный способ познания своего родного города. В процессе игры, помимо обучения, у детей развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Использование игр по петербурговедению - это хорошее средство закрепления полученных знаний, как в совместной деятельности, так и в индивидуальной.
Для того чтобы дошкольникам был более доступен материал я создала картотеку дидактических игр по ознакомлению с городом, разработала настольно-печатные и дидактические игры-мемо «Екатерининский дворец» и «Александровский и Екатерининский парк», которые в свободной деятельности дети могут играть и закреплять свои знания. Также, родители воспитанников не остаются в стороне, а вместе сделали лото «Санкт – Петербург», интересные «Игры - ходилки», а помощью интерактивных игр мы с ребятами закрепляем свои знания по ознакомлению с родным городом.
Так же не мало важным средством является использование виртуальных экскурсии. Ведь важно показать рассказать рассмотреть, увидеть достопримечательности родного города, ведь история создания Санкт – Петербург интересна, а с помощью виртуальных экскурсий дети погружаются в атмосферу самого города. Использование виртуальных экскурсий по ознакомлению детей с Санкт-Петербургом формирует представления о родном городе, активизирует познавательных интерес, способствует проявлению положительных эмоций, социализации детей, делает образовательный процесс более интересным, качественным, результативным. Совершая виртуальные экскурсии, у детей расширяется кругозор, эстетический и духовный уровень. Ребенок, не покидая дошкольного учреждения, сможет познакомиться со своим городом, окружающей природой, и через такое знакомство приобщиться к социокультурным нормам.
Важным моментом в формировании представлений о родном городе является то, что дошкольник мыслит яркими образами. Поэтому необходимо подавать такой материал красочно, интересно, с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника, знакомить его с историей и достопримечательностями города с помощью средств и методов, соответствующих возрасту, но также вести работу с родителями, организовывать совместные экскурсии по городу. Например, осенью мы с ребятами посетили Павловский парк и побывали в роли экскурсоводов, где дети рассказали об Александровском дворце и Храме дружбы.
Также в своей работе я использую наиболее известные и часто встречаемые формы работы – это беседы, наблюдения, экскурсии, игры, рассматривание картин, иллюстраций, слайдов, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, организация продуктивной деятельности и др.
Экскурсии рассматриваются как образовательное и воспитательное средство, позволяющее на практике познакомить дошкольников с историей и культурой родного города, развить в детях любовь к Родине, отзывчивость к высшим интересам духовности и нравственности. Нередко сами родители очень мало или практически ничего не знают о Санкт-Петербурге. А совместные экскурсии по городу, в музеи не только сближаю родителей и детей, но делают мир не только ребенка, но и взрослого познавательным.
Санкт-Петербург — город с более трехсотлетней историей. Несколько столетий — небольшой возраст для города. Однако за три века стремительного роста и развития, совершая неожиданные повороты и выбирая свой собственный путь. Наш город один из красивейших городов мира с большим количеством исторических памятников и достопримечательностей. Это не только памятники великих архитекторов, но и улицы Санкт-Петербурга являются исторической ценностью и могут радовать своим видом гостей и жителей Петербурга.
Очень важно с малых лет ощущать себя настоящим петербуржцем. Надо не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества.