Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении
Насруллаева Наира Курбановна,
воспитатель
Аннотация: в статье рассматриваются понятия сенсорное развитие и сенсорное воспитание дошкольников; определяется значение сенсорного воспитания в жизни ребенка. воспитатель
Ключевые слова: сенсорное воспитание, сенсорное развитие, дошкольники, педагог.
Одной из главных проблем нашего времени является создание условий для своевременного полноценного физического, психического и духовного развития каждого ребенка, формирования его жизненных компетенций. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [1], комплексные программы «Истоки», «Золотой ключик», «Ступеньки к школе» и др.выделяют сенсорное воспитание как базовую основу формирования всех ключевых компетентностей ребенка дошкольного возраста.
Вопросам сенсорного воспитания детей дошкольного возраста посвящали свои научные труды как зарубежные педагоги и психологи, так и отечественные: В. Аванесова, Л. Венгер, О. Декорли, А. Запорожец, Е. Игнатьев, М. Монтессори, В. Мухина, Н. Поддьяков, Н. Сакулина, Е. Тихеева, А. Усова, Е. Флерина Ф. Фребель, Д. Эльконин и др.
Исследователи утверждают, что основной целью процесса воспитания является развитие личности, а это развитие, в свою очередь, возможно только в процессе воспитания.
Так, Л. Венгер и О. Запорожец считали, что сенсорное развитие является важной частью его умственного и психического развития и включает в себя формирование представлений о внешних свой- ствах объектов и явлений: размера, формы, цвета, положения в пространстве, в дополнение к запаху, вкусу, звуку и т. д. [1, с. 3]. В основе сенсорного развития ребенка лежат такие психические процессы, как ощущение, восприятие, представление.
Само же понятие сенсорного воспитания не имеет единого определения. Его рассматривают как:
- целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) [6, с. 258];
- составную часть умственного развития и физического воспитания ребенка, совокупность педагогических мероприятий, направленных на развитие деятельности его органов чувств и восприятия [4, с. 89];
- систему педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания, совершенствования ощущений и восприятий [3, с. 204].
Значение сенсорного воспитания в дошкольном учреждении трудно переоценить. По мнению Я. Коменского, М. Монтессори, Ф. Фребеля и других ученых, именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, получение представлений об окружающей среде [7, с. 33].
Проблемы ознакомления дошкольников с формой, цветом, размером, то есть вопросами сенсорного воспитания, всегда рассматривались как основа интеллектуального развития ребенка. Чувственное и рациональное знание окружающей действительности следует рассматривать как часть единого процесса познания.
Сенсорное воспитание является важной частью общеобразовательной системы дошкольников. Хотя у ребенка есть некоторые естественные предпосылки для анатомических и физиологических свойств различных систем анализа, однако недостаточно только тренировать их чувства, необходимо активно формировать специфические сенсорные способности маленького человека, которые ему необходимы на протяжении всей его жизни.
В результате многолетнего опыта исследователи выделили в систему сенсорных понятий такие, как: музыкальный и речевой слух, зрительно — кинетическое регулирование действий, формирование обобщенных понятий при обследовании вещей, и сопоставление их с общепринятыми эталонами.
Ребенок на протяжении детства усваивает подобные системы и научается ими пользоваться как системами чувственных мерок или эталонов для анализа окружающего мира. Рисование и аппликация дают большие возможности для сенсорного воспитания, особенно для освоения формы предметов. В лепке малыши лишь тогда верно передают форму предмета, когда их этому специализированно учат, обращая внимание на обследование предмета с вычленением основных его частей, пропорций и строения. У ребенка от 3 до 5 лет формируются новые качественные свойства сенсорных процессов — ощущение и восприятие. Его разнообразные действия (общение, игры, рисование, моделирование, дизайн и т. д.) делают тонкую дифференциацию свойств объектов. Процесс восприятия становится самостоятельным, целенаправленным, имеет свои задачи и способы действия. Фонематический слух улучшается, дошкольники могут лучше различать цвета и оттенки, их зрение становится четче. Зрительное восприятие — основной способ узнавания объектов, природных явлений, людей. Малыши охотно и в течение длительного времени исследует окружающие их предметы. Впечатления от жизни в окружающей среде обогащаются с помощью тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений, благодаря которым формируются четкие образы природы, объективного мира, людей.
Учитывая это, перед воспитателем встают следующие задачи:
- способствовать развитию познавательной активности ребенка в различных сферах жизнедеятельности;
- учить обследовать предметы, объекты, людей, сравнивать их между собой;
- дать детям знания о сенсорных эталонах и упражнять в их использовании;
- учить применять полученные сенсорные знания во всех сферах жизнедеятельности.
Овладев сенсорной культурой, ребенок расширяет возможности восприятия эстетических ценностей природы и общества, и его познание начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Вот почему сенсорные способности являются основой интеллектуального развития.
Использованная литература:
1. Венгер Л.А., Венгер Н. Б., Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6-ти лет ./ под ред. Л.А. Венгер.М.: Просвещение, 1988. 144 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. 672 с.
3. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб: Питер, 2013. 464 с.: ил.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений М.: Издательский центр «Академия», 2001. 176 с.
5. Метиева Л. А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. М.: Просвещение, 2009. 160 с.
6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая рос. энцикл., 2002. 528 с.: ил.
7. Плеханов А.В., Морозова О.В., Манасеина М.М.: Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 2010. No 7. С. 31–35.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/doshkolnoeobrazovanie/fgos/fgos-do.html