Использование педагогических инновационных
технологий в организации экологического
воспитания и образования дошкольников
Мансурова Асият Магомедалиевна
Мне не унять метели, не растопить снега,
Но, чтобы птицы пели – это в моих руках.
В. Солоухин
Но, чтобы птицы пели – это в моих руках.
В. Солоухин
Актуальность темы:
Обострение экологической проблемы на планете диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в дошкольном детстве – на начальном этапе становления личности человека. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Но происходит это только при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей экопроблемы и беспокоятся по их поводу.
Правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательном учреждении экологическое воспитание под руководством взрослого обогащает знания и чувства ребенка, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Цель формирования основ экологической культуры у детей — воспитание гармоничной, грамотной, творчески активной и социально адаптированной личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе, ценить и беречь её.
Для реализации обозначенной цели требуется решение следующих задач:
Образовательная — пробудить живой познавательный интерес, любознательность к окружающему миру природы родного края.
Кроме того, реализация образовательной задачи требует проведения информационной работы, направленной на экологическое просвещение всех участников образовательного процесса – педагоги, дети, родители (именно в таком порядке: педагог повышает свою компетентность, организует образовательный процесс с детьми, повышает информационную грамотность родителей)
Развивающая — сформировать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды.
Воспитательная — становление экологического мышления, совершенствование эмоционально-мотивационной области, нравственное воспитание и формирование ценностных ориентиров.
Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и исследовательской деятельности, чтения книг, на занятиях по изобразительному искусству и музыкальных занятиях. Чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, при реализации задачи экологического воспитания используются инновационные технологии и интегрированный подход во всех видах детской деятельности.
Рассмотрим некоторые варианты инновационных технологий:
Внедрение новых технологий в образовательный процесс:
- способствует более эффективному воспитанию ребенка, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире;
- влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению.
Главное – не просто передать какие-либо знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.
Новшество – это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т. п.,
а инновация – процесс освоения этого средства.
Любое новшество представляет собой создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология же является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве.
Обострение экологической проблемы на планете диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни.
Примеры различных инновационных технологий экологического воспитания дошкольников:
Ранняя экологическая профориентация дошкольников
Мини-Лаборатория
(«Центр Экспериментирования»)
Кейс - технология
ИКТ-технологии и мультимедийные презентации
Геокешинг
Природоохранные акции
Конкурсы, викторины, развлечения, праздники экологического характера
Экологический театр (сказки, легенды на экологическую тему)
Ранняя экологическая профориентация дошкольников
— это правильная организация воспитательно-образовательного процесса и развивающей предметно-пространственной среды, которые способствуют познавательному развитию ребёнка, его эколого-эстетическому развитию, а также формированию экологически грамотного поведения детей и родителей в различных видах деятельности.
Изучение «Эко-профессий» направлено на знакомство обучающихся с профессиями, связанные с охраной природы, изучением живой и неживой природы (эколог, лаборант, биолог, ветеринар, конюх, берейтор, зоотехник, кинолог, флорист, ландшафтный дизайнер, инженер-эколог, микробиолог, метеоролог, агрохимик, геолог, овощевод, лесовод, ветеринар, животновод и др.)
Мини-Лаборатория («Центр Экспериментирования»)
Инновационным подходом в экологическом воспитании и образовании можно считать создание центра по экспериментальной деятельности, где для ребёнка предоставляется полная свобода для проявления познавательной, эмоциональной, социальной и моторной активности в процессе экспериментирования. Такая работа в сфере юных натуралистов совершенствует эмоционально-мотивационную область, нравственное воспитание и формирование ценностных ориентиров.
Кейс - технология
— это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. С внедрением кейса в проектную деятельность дети сами находят проблемную ситуацию, при этом активно развивается самостоятельность и инициативность детей.
Кейс – стадии:
1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.
2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).
1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».
3 шаг: Проблема переформулируется в цель.
4 шаг: Причины становятся задачами.
5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению.
ИКТ-технологии и мультимедийные презентации
широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми.
Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации. Это различные виды иллюстраций и наглядных материалов на электронных носителях.
Природоохранные акции
В акциях дошкольники формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.
А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т.к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.
Каждая акция проходит под своим девизом и имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).
Конкурсы, викторины, развлечения, праздники экологического характера
Проведение конкурсов, викторин, развлечений и праздников экологического характера, таких как «Праздник леса», «Мы – друзья природы», «День земли», «Здравствуй, Осень золотая», также помогает детям ощутить себя частью природы. Дети с удовольствием выступают не только друг перед другом, но и перед родителями, которые также являются участниками таких мероприятий.